В рамках нынешнего законодательства финансовая компенсация украинским туристам в связи с возникновением форс-мажора проблематична, но тем не менее возможна, уверяют юристы.

По мнению экспертов, извержение вулкана в Исландии выявило серьезные пробелы в туристическом законодательстве Украины. По словам старшего партнера юридической фирмы Елены Кибенко, законы Украины не определяют порядок финансовых взаимоотношений туроператоров с туристами в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.

-- Для того чтобы украинские туристы были защищены от возможных форс-мажорных обстоятельств, необходимо в Законе Украины «О туризме» прописать ответственность и четкий механизм финансовых компенсаций туроператора или турагентства перед туристом, – считает Елена Кибенко. – Подобные нормы особенно необходимы в виду того, что Украина будет принимать значительное число туристов в рамках Евро-2012. Изменение закона даст уверенность как гостям нашей страны, так и зарубежным туроператорам, что сотрудничать с представителями украинского турбизнеса безопасно.

На сегодняшний день, по словам специалиста, в стране действуют общие положения о форс-мажорных обстоятельствах, закрепленные в Гражданском и Хозяйственном кодексах. Данные нормы освобождают от выполнения каких-либо обязательств как исполнителя, так и заказчика в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Но при этом закон умалчивает о том, как нужно решать финансовые споры между двумя сторонами. Сегодня, если турист оплатил услуги агентства до наступления форс-мажора, вернуть деньги ему будет крайне сложно.

Но тем не менее это все же возможно, утверждает Елена Кибенко. По ее словам, в случае если турист уехал на отдых, но не смог добраться до пункта назначения или вовремя вернуться из поездки домой, туристическая компания обязана вернуть уплаченные деньги за тур, так как клиент не получил оговоренный набор услуг в полном объеме. Если же турист еще не уехал на отдых, он может отказаться от договора с туристической компанией или потребовать изменений оговоренных условий, например, переноса тура.

– Учитывая, что действующее законодательство четко не определяет этот порядок расчетов, можно предвидеть, что туркомпании будут использовать различные правовые зацепки для того, чтобы не выплачивать деньги, – говорит эксперт. – В то же время ничто не мешает туристу и туркомпании не разжигать конфликт, а сесть за стол переговоров и договориться о переносе сроков тура. Если же стороны не достигнут компромисса, турист вправе обратиться за помощью к юристу.