Президент Виктор Янукович подписал Закон "О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины". Об этом сообщает официальное интернет-представительство главы государства.

27 апреля Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины". За него проголосовали 237 народных депутатов из 239 зарегистрированных в сессионном зале.

Согласно закону, по процедурному решению Верховной Рады, принятому не менее трети голосов народных депутатов от ее конституционного состава, Верховная Рада может официально пригласить или требовать присутствия на ее пленарном заседании любого должностного или служебного лица, кроме Президента Украины и судей.

Предусмотрено, что внефракционные народные депутаты могут объединяться в депутатскую группу внефракционных. За депутатской группой внефракционных народных депутатов, количественный состав которой составляет 15 и более человек, признаются права на участие в заседаниях Согласительного совета с правом решающего голоса, представление предложений по количественному и персональному составу временной специальной, временной следственной комиссии или специальной временной следственной комиссии, выступление одного представителя на пленарном заседании по каждому вопросу повестки дня пленарного заседания.

В соответствии с законом, субъектом оппозиционной деятельности в Верховной Раде может быть депутатская фракция (их объединение). Фракция, которая не является участником коалиции, может принять решение об оппозиционности к политическому курсу коалиции и/или сформированного ею Кабинета министров. Сообщение об оппозиционности депутатской фракции объявляется на пленарном заседании Верховной Рады председателем или уполномоченным представителем соответствующей фракции.

Депутатские фракции, которые приняли решение об оппозиционности, могут образовать оппозиционное объединение депутатских фракций. Такое решение принимается депутатскими фракциями и оформляется соответствующим заявлением, которое подписывается председателями указанных депутатских фракций. Оппозиционное объединение депутатских фракций считается образованным с момента объявления об этом его уполномоченным представителем на пленарном заседании Верховной Рады. Оппозиционная депутатская фракция может быть в составе лишь одного оппозиционного объединения. В случае входа оппозиционной депутатской фракции в состав оппозиционного объединения депутатских фракций, выхода из его состава или прекращения оппозиционной деятельности таким объединением депутатская фракция теряет статус субъекта оппозиционной деятельности.

Кроме того, закон устанавливает, что решение об избрании первого заместителя и заместителя председателя Верховной Рады принимаются открытым поименным голосованием большинством голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады и оформляются соответствующими постановлениями. До этого избрание и освобождение заместителей председателя ВР проходило путем тайного голосования бюллетенями, и решение считалось принятым, если в голосовании приняли участие 300 народных депутатов.

Согласно закону, квоты распределения должностей председателей комитетов, первых заместителей, заместителей председателей, секретарей и членов комитетов определяются пропорционально от количественного состава депутатских фракций к фактической численности народных депутатов в порядке, установленном Верховной Радой. При этом субъекту парламентской оппозиции предоставляется первоочередное право выбора должностей председателей в комитетах, к предметам ведения которых отнесены вопросы бюджета, организации и деятельности Верховной Рады и ее органов, свободы слова и информации, прав национальных меньшинств и междунациональных отношений, свободы совести, социальной политики, здравоохранения, науки и образования, судопроизводства, судоустройства, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, борьбы с организованной преступностью и коррупцией, деятельности государственных монополий, национальных акционерных компаний, управления государственными корпоративными правами; первых заместителей председателей в комитетах, должности председателей в которых, в соответствии с принципом пропорционального представительства депутатских фракций в комитетах, принадлежат к квоте коалиции.

При наличии нескольких субъектов парламентской оппозиции распределение руководящих должностей в соответствующих комитетах определяется на основе заключенного между такими субъектами парламентской оппозиции соглашения, а при ее отсутствии – путем жеребьевки, которая проводится Счетной комиссией ВР.