Комедии «Мина Мазайло», которая была запрещена почти полвека, было суждено жить на харьковской сцене долго и счастливо.

12 мая Харьковский государственный академический драматический театр им. Т.Г. Шевченко пригласил зрителей на 450-й юбилей спектакля по пьесе Николая Кулиша.

Комедии подарили вторую жизнь


В театре «Березиль» премьера комедии Николая Кулиша «Мина Мазайло» состоялась 18 апреля 1929 года. Спектакль всколыхнул в киевской и харьковской прессе жаркую театроведческую дискуссию, которая быстро переросла в политическую. После премьеры комедии были арестованы постановщик Лесь Курбас и исполнитель главной роли Иосиф Гирняк, пострадал и автор пьесы Николай Кулиш.

Комедию запретили, но через полвека ей подарили вторую жизнь. «Мину Мазайло» сыграли студенты выпускного курса 1989 года Харьковского института искусств. Комедия прошла на учебной сцене, а ее режиссерами-постановщиками стали руководители актерского курса заслуженный артист Украины Александр Беляцкий (в то время и главный режиссер театра им. Т.Г. Шевченко), а также режиссер и актер Анатолий Стародуб. Спектакль имел успех, и 25 марта 1989 года состоялась его премьера уже на сцене «Березиля». Вместе с «Миной Мазайло» в театр перешли и все студенты, игравшие в комедии.

-- В истории Украины это, пожалуй, единственный случай, когда дипломный спектакль в полном составе перешел в репертуар театра, -- улыбается Анатолий Стародуб.

Актеры влюбляются в спектакль с первого взгляда


Из вчерашних студентов спектакль сделал настоящих мастеров. За два десятилетия актерский состав в комедии менялся несколько раз, но в ней всегда работали увлеченные люди. Эдуард Безродный признается, что влюбился в «Мину Мазайло» с первого взгляда – еще на первом курсе института. Актеру предложили роль Мокия, когда он был студентом, тем не менее идти к ней пришлось долгих 14 лет: Эдуард был постоянно занят в других спектаклях.

-- Я очень мучился оттого, что никак не мог сыграть Мокия, -- делится Эдуард Безродный. -- Я и сейчас трепещу перед тем, как идти в спектакль, чувствую страшную ответственность. Эта постановка для меня очень важна, и сколько возможно – буду в ней держаться. Меня поражает магия, тайна «Мины Мазайло»: в 70% текста речь идет о словах -- о том, как их произносить и что означают фамилии. Но почему его так интересно смотреть и играть? Мне кажется, Кулиш опередил свое время, он нашел то, что мы еще не разгадали. Но мы идем к этой разгадке.

Тема пьесы остается актуальной


«Мина Мазайло» стал одним из самых популярных спектаклей шевченковцев: уже больше 20 лет она всегда проходит с аншлагами.

-- Те, кто утверждали через год после выпуска спектакля, что «Мина Мазайло» -- политический памфлет и скоро тема иссякнет, оказались неправы. Вопросы, которые поднимаются в спектакле, актуальны и сейчас, -- считает заслуженная артистка Украины (тетя Мотя) Оксана Стеценко. – К сожалению, мы до сих пор не можем определиться, что мы, где мы и кто мы как нация, как народ.

Зрители видят в спектакле свою жизнь, он им близок независимо от своих политических взглядов, утверждает театральный критик Юрий Хомайко.

-- Когда спектакль появился в 1989 году и было написано, что пьеса была запрещена полвека, каждый умный человек захотел его посмотреть. Поэтому первые два года постановка имела большую популярность, -- делится своими выводами он. – Но если бы это была просто агитка за украинизацию, у пьесы не было бы долгой жизни. На самом деле в пьесе идет речь не об украинизации и даже не о национальной сознательности, хотя и это мы не можем сбрасывать со счетов. Все политические страсти и свара возникают на уровне семьи. Николай Кулиш смог уловить характерные черты украинской ментальности, национального характера. В пьесе нет однозначно положительных и отрицательных героев: характеры гиперболизованы, при этом имеют достаточно реальную основу. Поэтому спектакль очень понятен всем зрителям – и тем, кто за украинизацию, и тем, кто против нее.