Нынешней весной исполнилось десять лет, как на железных дорогах Украины после глубочайшего кризиса, охватившего не только эту отрасль, но и всю экономику страны, начался небывалый прежде подъем, образно названный «вертикальным взлетом».

А связан этот подъем был с назначением на должность генерального директора «Укрзалізниці» Георгия Кирпы. Новый руководитель сформировал свою команду на всех шести железных дорогах страны. В частности, Южную магистраль тогда возглавил Виктор Остапчук, под руководством которого наши железнодорожники создали то, что сегодня является гордостью не только ЮЖД, но и всего нашего города. Достаточно назвать фактически заново отстроенную Привокзальную площадь, пригородные вокзалы Харьков-Левада, Лосево-1, Лосево-2, остановочный пункт «Обрій» на Роганском жилмассиве, обновленный два года назад вокзал на станции Основа. Изменился и главный железнодорожный вокзал нашего города — Харьков-Пассажирский. Гораздо краше и уютнее стал его центральный зал, был открыт Сервис-центр, а рядом построен новый пригородный терминал, откуда отправляются и прибывают электрички Белгородского направления. Но останавливаться на достигнутом железнодорожники не собираются.

В перспективе руководство Южной железной дороги планирует рядом с действующим построить еще один терминал, что позволит проводить процедуры пограничного и таможенного контроля пассажиров поездов Харьковского формирования непосредственно на вокзале, а не в вагонах. А уже в ближайшее время на всем приграничном отрезке от Харькова до Казачьей Лопани будет внедрена система навигации, благодаря которой пассажиры пригородных электричек смогут, находясь на платформе, увидеть на табло, где их поезд находится в данный момент и когда прибудет на станцию.


С именем Георгия Кирпы и Виктора Остапчука связана реализация еще одного очень важного проекта, поднявшего стальные магистрали нашей страны на качественно новый уровень развития, -- организация скоростного пассажирского движения. Как известно, 11 июля 2002 года от празднично убранного перрона станции Харьков-Пассажирский «Столичный экспресс» отправился в первый рейс, и эта дата навсегда вошла в историю независимости Украины, как начало новой эры в развитии железнодорожного транспорта — эры комфорта, скорости и безопасности. Кстати, нынче дневными комфортабельными поездами Харьков связан не только с Киевом, но и с Донецком, Луганском, Кременчугом, а летом — и с Симферополем.
Во многом благодаря усилиям именно Остапчука в сентябре 2007 года состоялось событие, значение которого для Южной дороги, Харькова и всей Украины трудно переоценить: ввод электротяги на всем протяжении участка между двумя столицами. Это одна из самых важных трудовых побед коллектива Южной дороги за весь постсоветский период.

За последнее десятилетие широкое распространение получили также электрички и дизель-поезда повышенной комфортности, соединяющие Харьков с Запорожьем, Днепропетровском, Дебальцево, Горловкой, Полтавой, Кременчугом. Из Харькова на Южной дороге начиналось движение и совершенно нового вида подвижного состава, открывшего новую эру в пригородном сообщении, – комфортабельных рельсовых автобусов, которые сегодня перевозят пассажиров на малодеятельных участках Сумской и Полтавской дирекций железнодорожных перевозок. Кстати, впервые в Украине на Южной дороге была внедрена и такая новая услуга для пассажиров, как бронирование и оплата билетов на поезда через Интернет, а с минувшего года – и доставка билета к поезду.

Но вокзалы и поезда — это то, что видит каждый, кто хотя бы раз совершал поездку по железной дороге. А ведь много интересного и важного остается для широкой публики «за кадром». Например, мало кому известно, что на маленькой станции Залютино, расположенной на окраине Харькова, отопление помещений осуществляется с использованием тепла... земли.

-- В конце 2008 года специалисты Южной дороги провели капитальный ремонт этой станции, и сейчас она имеет современный вид, -- говорит главный инженер Харьковской дирекции железнодорожных перевозок Иван Калашников. -- Здесь внедрена передовая технология — геотермальное отопление, то есть она отапливается за счет разницы температур земли и воздуха, что приводит к экономии электроэнергии примерно в четыре с половиной раза. Грунт имеет постоянную температуру 12 градусов Цельсия, и специальное оборудование отбирает из них 5 градусов, накапливая энергию в специальном накопителе, что позволяет поднять температуру теплоносителя до 40 градусов. А этого достаточно, чтобы обогреть всю станцию.

Немало сделано на ЮЖД и в сфере экологии. Именно «южане» стали инициаторами внедрения в Украине экологически чистых передвижных мусороперерабатывающих комплексов, позволяющих утилизировать накапливающиеся на станциях и предприятиях дороги бытовые отходы. А совсем недавно подобная установка введена в строй на вокзале Харьков-Пассажирский и позволяет перерабатывать тонны «производимого» здесь бытового мусора. Причем выбросы в атмосферу этой установки по своему составу даже чище, чем воздух вокруг.

А сколько новых объектов социального характера появилось в Харькове за последнее десятилетие! Местом жарких спортивных баталий стал новый суперсовременный, не имеющий аналогов в Украине Дворец игровых видов спорта «Локомотив» на Ивановке, носящий имя Георгия Кирпы. Преобразился и детский оздоровительный лагерь «Солнечный» -- лучший в Харькове, который к Евро-2012 планируется превратить в одну из спортивных баз для команд-участниц. Там должны появиться и два плавательных бассейна, один из которых затем должен стать базой подготовки национальной сборной Украины по синхронному плаванию, всестороннюю помощь и поддержку которой также оказывает ЮЖД.

Ко всему этому можно вспомнить отремонтированные больницы, восстановленные храмы, построенные мемориалы погибшим воинам. И все это было бы невозможно без энергии и деятельного участия руководителя Южной железной дороги, Героя Украины Виктора Остапчука, который и сегодня, после смерти Георгия Кирпы, сохраняет верность памяти и идеалам Лидера, так много сделавшего для возрождения железнодорожной отрасли и всей Украины.

P.S. 16 мая Виктору Николаевичу Остапчуку исполнилось 55 лет. Редакция «Вечернего Харькова» сердечно поздравляет юбиляра, желает ему крепкого здоровья, счастья и долгих лет плодотворной работы на благо Южной магистрали и родного города.