Гость «Прямой телефонной линии» -- директор Харьковского художественного музея, заслуженный работник культуры Украины, член Национального союза художников Украины, вице-президент Украинского комитета Международного совета музеев (ICOM) Валентина Васильевна Мызгина.

Полк живет, пока есть знамя


- Добрый день, Валентина Васильевна. Расскажите, пожалуйста, вкратце, как возник наш художественный музей? 

- Дата возникновения музея до сих пор является спорной. Но я убеждена: полк живет, пока есть знамя, а знамя музея – это его коллекция. И это знамя появилось в 1805 году, когда собственностью Харьковского университета стало собрание графики, которое имело музейное значение. В нее входили 2477 работ западно-европейской графики, в том числе и самых выдающихся мастеров. В течение ХIХ века эта коллекция пополнялась живописными и графическими произведениями благодаря выпускникам университета. В 20-е годы ХХ века новой властью осуществлялась «культурная революция», в ходе которой музейная коллекция очень активно и не всегда разумно реорганизовывалась, преобразовывалась. История музея драматична, иногда трагична, но, слава Богу, во время Великой Отечественной войны знамя музея, то есть его коллекцию, правда, очень потрепанную, смогли частично спасти.

Сегодняшнее собрание художественного музея разнообразно по составу: у нас есть живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства (изделия из глины, стекла, фарфора, бисера, металла, дерева, ткани). В музее представлено западно-европейское, восточное, украинское и русское искусство ХV1-ХIХ, искусство ХХ и начала ХХI в.

Площадь музея должна быть больше в три раза


- Здравствуйте, Валентина Васильевна. Меня зовут Карина. Сколько картин хранится в запасниках музея и есть ли среди них ценные произведения?

- Всего в нашем музее более 23 тысяч экспонатов. В запасниках хранится около 20 тысяч экспонатов, и сегодня харьковчане могут видеть только очень маленькую часть уникальной коллекции. Долгие годы в запасниках «прячутся» произведения известнейших, в том числе и западно-европейских мастеров, уникальные коллекции восточного искусства, которые мы крайне редко имеем возможность представить в экспозиции. Музей очень давно нуждается в расширении и хранилищ, и экспозиционных залов, долгие годы обсуждается вопрос о новом помещении, но пока все остается на уровне проектов. К сожалению, не всегда позитивно на эту ситуацию влияет смена власти. Евгений Петрович Кушнарев предпринимал активные усилия, направленные на выделение здания музею, и мы были буквально в полушаге от его получения. К сожалению, с его уходом и изменениями в политической жизни эта тема ушла на задний план. Я очень надеюсь, что сейчас мы вновь вернемся к этому вопросу. Художественный музей мог бы быть ярким явлением культурного облика, которым харьковчане могли бы по праву гордиться. Но это лицо должно иметь достойное обрамление – прекрасное здание, рамы для картин, необходимое оборудование, правильное освещение. Но это, к сожалению, пока только мечты.

- А какую площадь занимает музей сейчас и сколько требуется, чтобы показать харьковчанам максимально коллекцию?

- Площадь музея – 2 400 кв. м, музею нужно еще около 5000 кв. м. Расширение площади позволило бы показать посетителям хотя бы самое основное, самое ценное.

Музейные экспонаты нужно лелеять

- Добрый день, Валентина Васильевна. Вас беспокоит Алексей Федорович. Скажите, наверное, картины требуют особых условий хранения? 

- Хранение произведений – это целая наука. Живопись капризна, как маленький ребенок. Как младенец, она боится жары и холода, сквозняков и перепадов температуры. Кроме того, живопись не любит темноты: на ней появляется грибок. В музее необходимо иметь специально оборудованные хранилища с контролируемой системой температуры. Произведениям живописи катастрофически противопоказана высокая влажность -- картины начинают «болеть»: появляется грибок, который съедает краску, ослабляется натяжение холста. Очень важен и световой режим: освещение в залах музея должно напоминать светлый пасмурный день.

- А есть ли у музея необходимое для этого оборудование? 

- К сожалению, оборудования, создающего оптимальные условия для хранения живописи, у нас недостаточно. В нескольких хранилищах нам удалось сделать раздвижные стеллажи. Они дают возможность сэкономить место в хранилище и уберечь работы от повреждения. Но картинам нужна специальная система кондиционирования. Для этих целей не подходят бытовые кондиционеры: они создают сквозняк, который опасен для картин -- им нужна естественная вентиляция.

Необходимы и рамы: каждая картина требует индивидуального подхода к оформлению; если рама не соответствует картине – она может «убить» произведение. К сожалению, многие рамы в музее старые, еще советских времен. Чаще всего такие рамы делались из дерева с накладками из гипса, который красили под бронзу. Но гипс подвержен разрушению, и 50 лет для него – это очень много. Если картины перемещаются с места на место, рамы сотрясаются и происходит их разрушение. А новые стоят очень дорого. К примеру, одна рама в прошлом году обошлась нашим спонсорам в 3 тыс. 600 грн.

Художественный музей посещают чаще, чем раньше

- Добрый день, меня зовут Вадим Петрович. Скажите, пожалуйста, А пополняется ли коллекция сейчас, помогают ли музею спонсоры?

- В течение каждого года в музее появляется примерно 300 новых экспонатов – их дарят коллекционеры, меценаты, художники. К примеру, музей получал дары от фонда Александра Фельдмана, несколько уникальных произведений нам подарили супруги Павел Колобков и Нинель Петрова. Очень многие художники, желая оставить свой след в истории, дарят музею целые коллекции своих произведений. Так поступили Степан Письменный, народный художник Украины Наталья Вергун, заслуженный художник Украины Виктор Игуменцев. Кроме того, когда мы организуем выставку какого-либо художника, он обязательно дарит музею свои произведения, становясь меценатом музея.

Наш отдел – Пархомовский музей – носит имя Афанасия Лунева – одного из самых известных меценатов Харьковщины. Несмотря на значительную отдаленность от города созданного Луневым музея сюда часто приезжают посетители, -- бывает, что из автобусов создаются очереди и не хватает экскурсоводов.
Меценаты помогают нам и в популяризации коллекции. В частности, фонд Юрия Сопронова финансировал издание альбома, посвященного 200-летию нашей коллекции.

- А много ли сейчас посетителей в музее и сколько стоят билеты? 

- Я работаю в музее уже 40 лет и помню советские времена, когда мы боролись за посещаемость 120 тыс. человек в год. Сегодня наш музей посещают более 150 тыс. человек. Взрослый билет стоит 7 грн., детский – 3 грн.

Каждый месяц у нас есть дни бесплатного посещения для школьников, студентов. Раз в месяц мы проводим и день открытых дверей для всех категорий посетителей.

Пора начинать подготовку в Евро-2012

- Добрый день, Валентина Васильевна. Меня зовут Маргарита. Скажите, пожалуйста, готовится ли художественный музей к чемпионату Евро-2012?

- Сотрудники музея готовят аннотации и этикетки на нескольких языках, путеводитель по музею. Но главное – здание нуждается в капитальных работах и, следовательно, в серьезных финансовых вложениях. Художественный музей включен в план подготовки к Евро-2012, но мы не получили пока ни копейки. Между тем объем ремонта в художественном музее колоссальный, требует длительного времени, и если мы уже в этом году не начнем его делать – к Евро-2012 не успеем.

- И еще: почему в Харькове так мало книг и альбомов о художественном музее, а если они и есть, то очень дороги? 

- Музей участвует в издании книг и альбомов, но они печатаются не за наши средства. Если бы деньги были только музейные – мы продавали ли бы книги по себестоимости или с совсем маленькой наценкой. Сейчас музей ведет переговоры об издании путеводителя. Возможно, мы выпустим и серию буклетов.

У художественного музея есть сердечные цветы и свой гимн


- Здравствуйте, Валентина Васильевна. Расскажите, пожалуйста, как вы отметили Международный день музеев?

- Пожалуй, ни один музей Украины не отмечает этот праздник так, как мы. Уже восьмой раз наш коллектив участвует в европейской акции «Весна музеев». 15 мая у нас открылись выставки молодых харьковских художников. В выставочном зале перед посетителями выступил джазовый оркестр и молодые исполнители – они исполнили произведения молодых композиторов.

А 17 мая мы по традиции провели торжественное собрание, на которое пригласили тех, кто в течение года подарил музею свои произведения или коллекции. Каждому из них мы на одежду прикрепляем три веточки ландыша – сердечного цветка. Мы дарим наши сердца этим людям. Кроме того, мы все -- сотрудники музея и наши гости -- обязательно поем гимн музея, сочиненный на мелодию песни «Надежда».

Личное дело

Мызгина Валентина ВасильевнаМызгина Валентина Васильевна. Родилась 21 марта 1948 года в г. Саки Крымской области. В 1966 г. окончила Сакскую среднюю школу. С 1966 г. по 1970 г. работала в Вологодской картинной галерее. В 1974 г. окончила заочное отделение искусствоведческого факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина Академии художеств СССР. С 1970 г. по 1990 г. работала в Харьковском художественном музее на разных должностях: младшего и старшего научного сотрудника, заведующей отделом научной пропаганды, заведующей отделом декоративно-прикладного искусства, заместителем директора по научной работе, и.о. директора. С 1990 г. по сегодняшний день – директор Харьковского художественного музея. В 2009 г. награждена орденом Княгини Ольги.

Имеет двоих сыновей 37 и 30 лет, занимаются частным бизнесом. Внуку скоро два года, увлечен пением. «Хит» внука – «Поедем, красотка, кататься».

Валентина Васильевна с детства очень любит поэзию.