Студенты Харьковского национального автомобильно-дорожного университета создали уникальный экомобиль, который на 570 километров потребляет всего один литр бензина.

Со своим изобретением они первыми из СНГ выступили на международных соревнованиях по энергоэффективности Shell Eco-marathon, которые проходили в городе Лаузитц (Германия). Всего в экомарафоне участвовало 220 команд из 22 стран Европы, и наши ребята показали 21-й результат среди команд, использующих бензиновый двигатель, и 42-й в общем зачете.

Автомобиль создавали три года


В просторном помещении лаборатории скоростных автомобилей, расположенном в здании ХНАДУ, всегда многолюдно. Место «рождения» всех чудес автотехники, изобретенных здесь за многие десятилетия существования вуза, неизменно привлекает к себе студентов, которые каждый день пытаются создать что-то новое. Один из таких фанатов, выпускник автомобильного факультета Александр Чернышев, в 2007 году посетил европейский этап соревнований и практически «заразил» всю команду идеями и принципами Shell Eco-marathon.

Как капитан команды «ЛСА – ХАДИ – Honda» Александр отвечает за координацию всех вопросов – от общения со спонсорами до таможенного оформления автомобиля при выезде на зарубежные соревнования. Подготовка к участию в Shell Eco-marathon сделала из него настоящего лидера, способного сплотить и повести команду к общей цели.

– С 1985 года экомарафон позиционирует себя как масштабный образовательный студенческий проект для решения транспортных и энергетических задач. Когда мы приняли решение поучаствовать в соревнованиях, сначала была разработана идея новой модели, затем появился и слаженный коллектив, который увидел себя в этой тематике и на протяжении трех лет сумел сохранить запал, преодолеть все бюрократические, финансовые проблемы и принять участие в соревновании, – рассказывает Александр Чернышев. – Что примечательно, проект был студенческим от начала и до конца, и вся работа от зарождения идеи и до поиска спонсоров лежала на наших плечах. Так как соревнования международные, мы построили свою работу, основываясь на опыте ведущих команд Европы. А дальше был кропотливый труд…

По словам заведующего кафедрой автомобилей, профессора, кандидата технических наук Валерия Клименко, все началось с обычного письма.

– Мы получили письмо от первого заместителя министра охраны окружающей природной среды Сергея Глазунова с предложением принять участие в международном соревновании Shell Eco-marathon, – вспоминает он. – Наш ректор написал резолюцию, которая мне как заведующему кафедры предписывала принять решение. Я посоветовался с ребятами, работающими в студенческом проектно-конструкторском бюро на базе лаборатории скоростных автомобилей. Они сразу загорелись и ответили положительно. Александр Чернышов побывал на гонках во Франции, увидел все своими глазами, и мы сделали заявку. На прошлогодние соревнования мы не успели подготовить автомобиль -- не нашлось спонсора, который бы активно включился в процесс. Однако в этом году нам повезло: появились деньги, и мы приступили к созданию экомобиля. Были выполнены все расчеты, анализ тягово-скоростных свойств, анализ трассы. В дальнейшем, когда мы реально почувствовали, что сможем осуществить проект, мы обратились за помощью к ректору. Анатолий Николаевич Туренко даже в условиях кризиса сумел выделить соответствующие средства и ресурсы – энергетику, станки, оборудование, материалы, которые нам были необходимы для полноценной подготовки.

Ученый спроектировал три варианта


Аэродинамикой автомобиля занимался молодой ученый Андрей Авершин. Выпускник Национального аэрокосмического университета имени Н.Е. Жуковского, ассистент кафедры теоретической механики и гидравлики ХНАДУ с первых же дней увлекся идеей создания автомобиля, спортивный результат которого напрямую зависел бы от его аэродинамического сопротивления.

– Для автомобиля аэродинамика очень важна, – объясняет он. – Она создает половину всего сопротивления автомобиля. Снижение аэродинамического сопротивления дает нам большую выгоду. Было разработано три основных проекта формы автомобиля, и дальше, в процессе создания, мы совершенствовали внешний вид машины. Так была спроектирована аэродинамическая форма, которая вошла в окончательный проект экомобиля.

Машина весит всего 43 килограмма


Чудо-автомобиль спроектирован максимально компактно. Пилот все время находится в горизонтальном положении, «фонарь» машины плотно закрывается, и водитель оказывается в своеобразном коконе, где главные рычаги управления и коробка передач находятся прямо под рукой.

– У этой машины нет рамы, только монокок, внешняя оболочка выполняет роль не только обтекателя, но и включена в силовую структуру кузова, – делится подробностями Александр Сергиенко, который является не только пилотом, но и конструктором экомобиля. – Наше авто размером 3х1х0,7 метра весит 43 килограмма. В кабине есть сигнал, ручка тормоза, ручка управления автомобилем, сзади за водителем стоит система пожаротушения. Силовой агрегат – мотор Honda GX35. Колеса велосипедные, в трансмиссии применена планетарная, восьмиступенчатая коробка передач, которая позволяет иметь хороший разгон, к тому же у нее нет разрыва мощности, передачи переключаются очень быстро. Перед участием в соревнованиях мы поставили специальные шины с низким коэффициентом трения качения.

В Германии украинская команда произвела фурор


На международных соревнованиях Shell Eco-marathon ребята стали первыми представителями не только от Украины, но и от стран СНГ. Как признается один из членов команды и по совместительству переводчик и координатор соревнований студент четвертого курса автомобильного факультета ХНАДУ Александр Кострубов, в Германии именно к харьковчанам было приковано все внимание организаторов и других участников марафона. Все они были удивлены тем, что простые студенты без грандиозных финансовых вливаний смогли создать уникальный в своем роде экомобиль.



– С самого первого дня нами заинтересовалась местная студенческая телевизионная команда, и ребята постоянно освещали нашу подготовку, работу и весь процесс – от регистрации, прохождения технической комиссии и до участия в заездах, – вспоминает Александр Кострубов. – Мы постоянно находились под пристальным вниманием телекамер, на нас обращали внимание даже больше, чем на неизменных фаворитов турнира – французов. Всем было очень интересно, как мы выступим.

Конструкторы собираются облегчить авто


Украинская команда заняла 21-е место среди команд, использующих бензиновый двигатель, и 42-е в общем зачете, и для харьковских студентов и руководителей университета это, бесспорно, маленькая победа на пути к великим свершениям. Ректор Харьковского национального автомобильно-дорожного университета Анатолий Туренко считает, участие в такого рода соревнованиях – всего лишь первый шаг в развитии харьковского экомобилестроения.

– Труд студентов и инженеров, которые проводили здесь сутки напролет, позволил создать этот автомобиль, – говорит Анатолий Николаевич. – Это всего лишь начало, в будущем мы планируем развить это достижение и обязательно улучшить результат. Все предпосылки для этого есть. По форме наш автомобиль очень красив и компактен. Будем работать над цепной передачей, а также планетарным редуктором. Кроме того, мы еще не полностью использовали КПД двигателя. Если при помощи специалистов из кафедры автомобильной электроники мы переведем его на дополнительную электрическую тягу, то существенно улучшим результат. Ведь КПД двигателя внутреннего сгорания составляет порядка 25–27%, а электродвигателя – 60%. В планах – сделать гибридный автомобиль, то есть создать альтернативу двигателю внутреннего сгорания.

Соглашается с мнением ректора и заведующий кафедрой автомобилей, профессор, кандидат технических наук Валерий Клименко.

– Хочу сказать, что ребята показали достойный результат, – радуется Валерий Иванович. – Не стоит забывать, что у нашего экомобиля был пилот, который весил на 19 килограммов больше необходимого. Этот фактор тоже сыграл существенную роль. Кроме того, необходимо поработать и над массой самого автомобиля: в будущем мы планируем сделать его на десять килограммов легче.

Традиционно лидируют французы


Целью соревнований в немецком городе Лаузитц является преодоление наибольшей дистанции, расходуя при этом наименьшее количество энергии. Победителем является та команда, которая израсходовала наименьшее количество топлива во время заездов.
В этом году победителем соревнований стала французская команда, которая на одном литре топлива прошла 4896 километров. Показатель украинской команды, занявшей 21-е место среди команд, использующих бензиновый двигатель, и 42-е в общем зачете, – 570 километров.