С 4 по 8 мая в Муниципальной галерее хоронили хомячка и академизм. Два проекта на суд зрителей представили участники фестиваля молодежных проектов NON STOP MEDIA III — московская группа авторов показывала «Похороны хомячка», а автор из Херсона Юлия Волязловская — проект под названием «Я так утомилась от всей этой E$#*?@».

Если смотришь живописные произведения признанных классиков — те, что отнесены к шедеврам мировой живописи, то пояснений обычно не требуется. Все, что хотел сказать автор зрителю, присутствует в его произведении. К сожалению, современное искусство имеет обратную тенденцию: произведения часто не воспринимаются без пояснения автора. Так и с «Похоронами хомячка». Первое знакомство с экспозицией вызывает недоумение: зачем человеку понадобилось фотографировать останки птицы или объединять стилизованный чебурек с изображением котенка? Но после разговора с автором оказывается, что у проекта благая цель. Научить правильно переносить боль утраты — ведь человек, как правило, впервые сталкивается со смертью в детстве, когда умирает любимый хомячок или морская свинка или другое животное. Марина Фоменко, фотографируя трупик чайки на морском берегу, пыталась увидеть красоту смерти. А вот что говорят о «Похоронах хомячка» искусствоведы: «Проект несет в себе грусть и трогательность «детского» кладбища животных. Жизни животных касается в своем творчестве почти каждый художник, а вот смерти… такое не каждый день увидишь».
Второй проект тоже связан с похоронами, но более виртуальными: в нем объединили попытку «постебаться» над рисунками из учебника, по которому начинающие художники учатся рисовать человека, и видеоряд, созданный под влиянием до смерти надоевшей политической агитации. На видео обнаженная Юлия Волязловская борется с этой самой агитацией, которую олицетворяет появляющийся в самых неожиданных местах (в туалете, в ванной, в постели, во время работы, сна — в общем везде) фотопортрет молодого Ульянова-Ленина. Скорее всего, объединить эти два визуальных ряда в законченное произведение непосвященный зритель сможет только после объяснений опытного искусствоведа.
К сожалению, проекты второй смены фестиваля экспонировались только до 8 мая, и немногие харьковчане смогли ознакомиться с работами авторов из Москвы и Херсона. Но фестиваль продолжается, и на суд зрителей будет вынесено еще много произведений современного искусства.