Если для законопослушных граждан на границе «тучи ходят хмуро», то для любителей легкой наживы кордон — это источник обогащения. Тем более когда граница эта не может быть на замке, так как еще даже окончательно не прочерчена на карте. Однако оставлять ее «нараспашку» никто не собирается — на пути контрабандистов стоит заслон сразу из нескольких серьезных служб, одна из которых — СБУ.

Ударили траншеями по контрабанде
Как рассказывает начальник подразделения Управления СБУ в Харьковской области Алексей Склень, пресечение случаев контрабанды в нашем регионе — не редкость: сказывается близость к границе. Правоохранители только за последние месяцы перекрыли сразу несколько контрабандных каналов, организаторы которых пытались отладить незаконный бизнес. В подобную деятельность, по оценкам специалистов, может быть вовлечен не один десяток наших соотечественников. Причем далеко не все они пересекают границу: некоторые просто предоставляют свои дома и сараи для хранения контрабандных товаров, другие же сигнализируют «джентльменам удачи» о приближении патрулей, нарядов милиции или пограничников. Жители приграничных населенных пунктов порой подрабатывают проводниками. Однако, как подчеркивает Алексей Склень, явление это не имеет в нашей области массового характера — речь идет об отдельных гражданах, действия которых вызывают осуждение у большинства населения.
Борьба с такими видами незаконного перемещения товаров ведется комплексно, во взаимодействии с различными подразделениями УМВДУ в Харьковской области, Харьковским погранотрядом, таможенными органами. Методы при этом применяются весьма разнообразные. К примеру, недавно пограничниками были уничтожены объездные дороги, ведущие через границу. Траншеи, возникшие неожиданно для контрабандистов, «поймали» несколько машин, которые пытались уйти от преследования наших правоохранителей на сопредельной территории. Теперь российские коллеги говорят украинским правоохранителям, что им стало гораздо легче «вычислять» грузовики контрабандистов: они везут с собой огромные дубовые доски, чтобы преодолеть возведенные на границе препятствия.
Как можно не заметить 10 тонн сахара в электричке?
К числу наиболее общественно опасных видов контрабанды работники спецслужбы относят тот, который связан с коррупцией среди должностных лиц, обязанных противодействовать контрабандной деятельности. Именно борьбу с такой контрабандой работники СБУ считают одним из приоритетных направлений своей деятельности. Алексей Склень рассказывает:
«При пересечении границы товары проходят таможенный контроль. Если речь идет о высокотехнологичных изделиях, к примеру о запчастях к автомобилям или станкам, определить наименование товара может только специалист. В то же время различные виды товаров облагаются налогом по разным ставкам. За счет подмены документов, внесения недостоверных данных некоторые недобросовестные предприниматели пытаются значительно занизить отчисления в бюджет Украины. При этом имеют место отдельные факты, когда специалисты, которые отвечают за правильность классификации товаров во время их оформления в таможенных органах, допускают «ошибки» в сторону уменьшения таможенных пошлин… Таким путем наносится куда больший ущерб государству, чем при «классической» контрабанде».
По словам правоохранителя, порой совершаемые коррупционные деяния не требуют особых усилий для их выявления — они находятся на виду у обычного гражданина. К примеру, в августе прошлого года, когда обозначился «сахарный дефицит», работники СБУ получили информацию, что на рынок попадают партии сахара российского производства. Специалисты сразу же стали вычислять путь продукта через границу. Версию о перевозке грузовиками отвергли сразу же — слишком рискованно для «бизнесменов», так как по нашим законам в случае задержания товара конфискуется и транспортное средство, то есть в случае провала убытки превысили бы возможную прибыль. В то же время размер партий сладкой контрабанды был достаточно ощутимым...
Разгадка нашлась быстро — сахар везли... электричками!
Алексей Склень вспоминает:
«Схема выглядела так: к электричке подъезжали КамАЗы, с которых загружались в вагоны мешки с сахаром. При этом товар сопровождали... сами пассажиры. Людей просили посмотреть за мешками за символическую плату, мол, «там встретят — заберут». Причем на одного согласившегося пассажира приходилось по 2-3 мешка. Кстати, даже один мешок подлежит декларированию, оплате пошлины... Прошли таможенники, которые должны за этим следить, и... не заметили 10 тонн сахара! У нас есть видеосъемка, на которой бросается в глаза, что просмотреть этот груз, которым были завалены все тамбуры, было просто невозможно. В отношении совершенных сотрудниками таможни коррупционных деяний Управлением СБУ составлены шесть протоколов о коррупции, и в соответствии с Законом Украины «О борьбе с коррупцией» суд привлек виновных к ответственности. Тогда одну партию контрабандного сахара изъяли в Харькове, вторую — одновременно — в Казачьей Лопани. Но система информирования у людей, которые занимаются этим нелегальным бизнесом, очень хорошо налажена: уже на следующей электричке, где, по нашим данным, также должен был находиться сахар, вагоны были «чистыми». Канал был перекрыт... Больше таким путем сахар в Украину не завозили».
«А вообще, как ведется сотрудничество с российскими правоохранителями? — спрашиваю я.
«Взаимодействие с коллегами из сопредельных государств осуществляется на основании межгосударственных соглашений и в соответствии с законом; кроме того, существуют отлаженные за годы хорошие рабочие взаимоотношения, что позволяет совместно обеспечивать борьбу с такими противоправными проявлениями, как контрабанда, нелегальная миграция и т. п.»
Как прячут контрабанду?
Рассказывая, что везут, начальник подразделения Управления СБУ оглашает очень длинный перечень — от оружия и наркотиков до женского белья. Изымались и исторические ценности. К примеру, в 2005 году через Харьков некий «черный археолог» пытался провезти из Крыма за границу уникальные античные амфоры, равных которым не было ни в одном музее Украины. Просто чудо — эти раритеты великолепно сохранились, вплоть до крышечек, вплоть до мельчайших деталей рисунка, нанесенного больше двух тысяч лет назад. Эксперты-историки относят находку к четвертому веку до нашей эры. После вступления приговора суда в законную силу амфоры планируется передать в Национальный исторический музей.
Бывает, везут очень опасные вещества. К примеру, один харьковчанин недавно пытался провезти в Россию ртуть, которую его знакомый похитил на предприятии. К счастью, правоохранители заранее узнали о запланированном преступлении, а потому смогли предотвратить вывоз опасного вещества, которое, кстати, используется и при изготовлении взрывчатых веществ, и при производстве некоторых наркотиков. Достаточно редко, но все-таки отмечаются попытки контрабанды оружия и боеприпасов. Например, недавно сотрудники Управления СБУ задержали в Волчанском районе мужчину, который вез в Украину пистолет, произведенный на заводском оборудовании, но по оригинальным чертежам. Эксперты признали изъятый образец огнестрельным оружием. Алексей Склень подчеркивает, что идентифицировать такой пистолет в случае его применения очень сложно, так как он не соответствует известным экспертам стандартам. Пока следствие не закончено, так что доподлинно еще не установлено, с какой целью россиянин вез в Украину данный предмет. В ходе следствия отрабатываются разные версии — не исключено, что оружие планировали использовать при совершении преступлений.
Но основная масса контрабанды — товары народного потребления: запчасти к технике и продукты питания. Специалисты безошибочно предугадывают эти правонарушения, ориентируясь по потребительскому спросу и разнице цен в сопредельных государствах и Украине. Появление ажиотажного спроса и резкого роста цен на какой-либо товар по одну из сторон границы ведет к попыткам контрабандистов удовлетворить этот спрос. Так что работники спецслужб чаще всего заранее знают, чего ожидать и где искать.
Места перевозки контрабанды чаще всего стандартны: либо в пустотах железнодорожных вагонов, либо замаскированно, под другим товаром, либо в пустотах автомобилей. Пистолет, о котором говорилось ранее, российский правонарушитель вез «хитро» — в пакете на заднем сиденье, рассчитывая, что никому не придет в голову туда заглядывать. Был случай, когда выходец из Африки организовал оригинальный тайник — он проглотил упакованные в полиэтилен порции героина. В другом случае в воздухозаборниках «Волги» пытались провезти марихуану, юный контрабандист однажды спрятал наркотик внутри плеера. Алексей Склень говорит, что как бы хитроумно ни прятали — специалисты все равно находят и изымают.
Как обстоит дело с контрабандой на Харьковщине?
Спрашиваю у представителя спецслужбы: «Насколько мне как журналисту известно, в ряде сопредельных с Украиной государств существуют населенные пункты, в которых контрабандой занято все население. К приходу партии готовятся от мала до велика, от перевозки к перевозке жизнь словно замирает... Есть ли у нас в области такие поселки?»
«Информация, которой располагает Управление СБУ, позволяет утверждать, что у нас ситуация контролируется. Мы это объясняем тем, что пограничники, таможенники и другие службы работают слаженно, сообща и достаточно эффективно. И в ряде случаев контрабандисты просто не рискуют совершать преступления, зная, что их здесь ждет надежный заслон. Далеко не последнюю роль играют наши контакты с общественностью, населением деревень, поселков, в которых есть не только пособники контрабандистов, но и люди, которые противодействуют этому явлению. Именно поэтому у нас довольно успешно выявляются и предотвращаются попытки контрабанды».
А напоследок сотрудник СБУ сказал, что контрабанда — проблема комплексная. И решать ее правоохранителям нужно вместе с экономистами, социальными службами, местными и центральными органами власти, устраняя прежде всего условия и факторы, способствующие совершению контрабандных действий. Ведь пока по разные стороны границы существует разница в цене — у кого-нибудь да появится соблазн на ней заработать...