Если машина весит больше нормы, перевозчик должен заплатить штраф, и эти средства будут использованы на восстановление дорожного покрытия.

Губернатор Харьковской области Михаил Добкин предлагает установить на въездах в город специальные весы для взвешивания грузовых автомобилей, которые, по его словам, разрушают дороги.

-- Ситуация с дорогами у нас катастрофическая. Там, где ездят фуры с лишним весом, покрытие разваливается прямо на глазах, -- считает заведующий кафедрой технологии дорожно-строительных материалов Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, профессор, доктор технических наук Виктор Золотарев. -- Проезд перегруженных автомобилей может привести к снижению долговечности дороги в три-четыре раза. Однобаллонные колеса, которые установлены на фурах, просто разрезают покрытие, образовывая колею, внутри которой появляется продольная трещина. Кстати, на тех трассах, где проходит большое количество грузовых автомобилей, было бы целесообразно использовать цементобетон.
Что же касается взвешивания большегрузных машин, то подобная система в Харькове работает уже несколько лет, вот только единственный в области весовой комплекс, который имеется в наличии, не в силах справиться с потоком грузовиков, въезжающих в город.



-- Речь идет о наращивании мощностей, о том, чтобы вместо одних весов, которые работают по периметру области, поставить несколько, которые существенно помогли бы увеличить контроль за грузовыми перемещениями по городу, -- объясняет начальник отдела эксплуатации автодорог мостовых сооружений и безопасности дорожных движений службы автомобильных дорог Харьковской области Роман Захарченко. – Вообще же взвешивание фур и грузовых автомобилей практикуется уже на протяжении трех лет. В соответствии с Законом Украины «Об автомобильных дорогах», а также постановлением Кабинета министров № 879 от 27.06.2007 года «О мерах относительно сохранения автомобильных дорог общего значения», контроль грузов осуществляется передвижными габаритно-весовыми комплексами, в нашей области это специальная «Газель».

По словам специалиста, взвешивание производится на выдвижной площадке, на которой установлен датчик, фиксирующий уровень загруженности авто. Фура проверяется либо когда стоит на месте, либо когда движется со скоростью не более 5 км в час. Провоз груза, вес или габариты которого превышают норму, влечет за собой штраф, размер которого рассчитывается по специальной таблице.

Сегодня передвижной весовой комплекс работает возле поселка Высокий, на 517 километре Чугуевской трассы, недалеко от Ахтырки и Песочина.



-- Участки дороги мы согласовываем с ГАИ, -- рассказывает начальник отдела охраны труда и безопасности движения Харьковского «Облавтодора» Павел Беляев. – На место выезжают наши сотрудники, а инспекторы ГАИ останавливают транспорт и направляют его на весовой комплекс, где и происходит взвешивание. Перегруза нет -- можно ехать дальше.



Если автомобиль направляется в другую область, водителю выдается справка о том, что вес авто находится в пределах нормы. Если же зафиксировано нарушение, составляется акт и выдается счет для оплаты штрафа. До уплаты автомобиль не может продолжать движение. Кстати, если машина двигается через более чем две области, счет выписывается на Киевское казначейство, если же только по нашей -- на харьковское отделение.
Насколько удобна подобная система для автоперевозчиков и как они относятся к перспективе установки весовых комплексов на всех въездах в город, выяснить не удалось. Подавляющее большинство руководителей компаний отказывались комментировать данную тему, ссылаясь на то, что вес их машин всегда колеблется в пределах нормы. И только директор одной из фирм Анатолий Д. посетовал на то, что взвешивание зачастую является ничем иным, как способом «отъема» денег у водителя.

-- Иногда останавливают автомобиль и требуют пройти взвешивание, даже если видно, что фура полупустая, и «маринуют» водителя, пока он не даст денег. Мы специально даем в дорогу водителю определенную сумму на то, чтобы откупаться от разных служб, -- говорит Анатолий. -- Все равно это дешевле, чем простаивать на посту при въезде в город.

В ГАИ на такие жалобы отвечают просто: обо всех фактах взяточничества необходимо заявлять в правоохранительные органы. Если же перевозчики этого не делают, возможно, все происходит не так, как они говорят?

Сколько стоит перегруз?


Контроль происходит по трем параметрам: превышение общей массы большегрузных авто, допустимых осевых нагрузок (первая -- 11 кг, вторая -- 16, третья -- 22 кг; допускается перевес не более 200 граммов на ось) и установленной ширины, высоты и длины крупногабаритных машин (высота -- 4 м, ширина -- 2,6 м, длина -- не более 22 м).
Так, предельный допустимый вес большегрузных авто составляет 38 тонн. За превышение нормы водитель обязан заплатить от 0,02 до 0,78 евроцента (в зависимости от степени перегруза) за каждый километр пройденного расстояния в пересчете на национальную валюту по курсу НБУ. За превышение норм по осевым нагрузкам придется выложить от 0,05 до 0,15 евроцента. А за превышение установленных ширины, высоты и длины водители крупногабаритных транспортных средств должны заплатить 0,03 евроцента за каждый параметр.