Народная артистка РСФСР Наталья Фатеева, сыгравшая ярчайшие роли во всенародно любимых советских «Три плюс два», «Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя», наотрез отказывается играть в современном кино.

На кинофестивале «Харьковская сирень» корреспондент «ВХ» поинтересовался, чем наполнена жизнь актрисы.

Харьков хорош, но дороги в ужасном состоянии


- Наталья Николаевна, как часто вы бываете в Харькове?
– Я стараюсь использовать любую возможность, чтобы сюда приехать. Самая любимая часть города – от Театральной площади до парка Горького и лесопарка. Мне всегда была дорога Пушкинская и улицы, к ней примыкающие.

- Насколько вы ощущаете себя харьковчанкой? Уютно ли вам в нашем городе?
- Чем больше проходит времени – тем мне здесь лучше. Мне здесь очень хорошо, но обидно, что город находится в плохом состоянии: дороги, муниципальные старые дома. Я понимаю, что руководству вашей страны приходится тяжело: у вас нет газовой и нефтяной трубы. Если бы у нас не было этого богатства – вообще не представляю, что творили бы наши руководители, которые только за счет этого живут и богатеют.

- Сохранился ли дом, где вы жили с родителями?
– Я жила на улице, которая сейчас называется Гуданова. И улица, и дом сейчас в ужасном состоянии.

- Остались ли в Харькове близкие друзья?
- Не осталось уже никого. Многие уехали за границу, некоторые ушли из жизни. Когда в прошлый раз я была в Харькове, попросила: если кто-нибудь из друзей и знакомых остался здесь – найдите меня. Не нашелся никто.

«Сейчас играть некого»


- Одна из ваших последних работ – роль матери академика Королева. Чем она вам близка?
- Роль была очень хорошая: это жизнь, непридуманная история, и я ее замечательно сыграла. Но я не люблю эту картину: мою роль в монтаже, в раскадровке изуродовал режиссер, у которого я работала. Я месяц не могла прийти в себя после того как посмотрела фильм.

- А какая роль вам больше всего по душе?
- Фильмов, которые я не люблю, не так уж много. Сейчас я смотрю другими глазами на многие картины, которые мне раньше ужасно не нравились -- «Случай на шахте 8», «Битва в пути» – и недоумеваю: «И почему они мне не нравились? Я здесь потрясающе играю». Ранние фильмы были в основном приличные, с хорошими режиссерами. Недавно я смотрела, например, «Битву в пути» и, несмотря на то что там многое вырезали (тогда в стране не было секса), мне понравилось, как я выгляжу, как играю.

- А снимаетесь ли вы сейчас?
- Я сейчас не снимаюсь и даже не собираюсь, потому что играть некого. В сериалах не снимаюсь категорически: люди, которые в них изображаются, мне не подходят, мне с ними не по пути.

- А что вас не устраивает в нынешнем кино?
- Непрофессионализм. В современных фильмах я работала мало, но когда смотрю картины, вижу плохой сценарий, некачественный монтаж.

Парламент дерется, но это борьба мнений


- Наталья Николаевна, в марте вы подписались под обращением «Путин должен уйти». Сегодня оставаться в стороне от политики не получается?- Я все время вынуждена заниматься не то что политикой, а размышлять о том, что происходит в нашей жизни. Я дважды была доверенным лицом Бориса Николаевича Ельцина и, к несчастью, Владимира Путина, потому что мы не знали, кто такой мистер Путин. Сейчас я в «Солидарности». Я никого ни к чему не призываю, но мне многое противно в жизни и так раздражает, что я реагирую на это, и если меня спрашивают – я просто говорю то, что думаю.

- А как вы относитесь к последним переменам в Украине? Приветствуете ли происходящее сейчас сближение с Россией?- Я совершенно не разделяю и не поддерживаю ни внешнюю, ни внутреннюю политику российского руководства. Наш президент полностью зависит от премьер-министра. Я за них не голосовала и голосовать не собираюсь, поэтому за их действия не несу никакой ответственности. Все, что они делают, меня очень напрягает, в том числе и имперские замашки нынешнего руководства по захвату чужой территории в Грузии. Я считаю, что Украина должна быть очень внимательна и настороженно относиться к активному сближению с российской властью.

У нас закрыли всю информацию, и скоро мы знать ничего не будем. Сейчас тайной стал даже Стабилизационный фонд. У нас «закрыли» Думу, у нас по сути нет судопроизводства, нет милиции. Я считаю, что у нас нет и государства. Как я могу с этим мириться? У нас наступают на права граждан, каждый террористический акт используется, чтобы в очередной раз забирать права у населения. У нас даже «Евро-ньюс» дают с купюрами. На телевидении существуют списки, кто может туда прийти, а кто нет, кого можно выпускать, а о ком нельзя даже упоминать.

У вас же существует сменяемость власти, у вас нет таких массовых злоупотреблений на выборах, ваш парламент дерется и бьется, но идет борьба мнений.

- Значит, последние перемены в Украине вы считаете позитивными?
- Я не очень в этом разбираюсь, за новым президентом стоят люди, которых я не знаю. Но у вас все просто: если вас не устроит нынешняя власть – выберете других. Поверьте, у вас будет все хорошо, у нас – нет. У вас свобода слова, а у нас захвачены четыре канала, у нас цензура, по телевизору идет зомбирование населения. Все мы для них только электорат. А вы обязательно должны идти европейским путем, стать частью Европы. Мы тоже должны, но нам не дают.

Радость приносят любимые кошки


- Вы замечательно выглядите. А как вам удавалось выглядеть по-королевски даже во времена советского дефицита? - Недавно я вспоминала, как в советское время все стояли в очередях. Я в очередях не стояла: пользовалась тем, что я известная актриса и заходила с обратной стороны магазина, спускалась в подвалы. Но все равно это было противно. Страна вечного дефицита и зеленых помидоров, страна, которая живет не по-человечески – это отвратительно.

- Расскажите, пожалуйста, о своей теперешней жизни.
– Я живу обычной жизнью, занимаюсь общественной деятельностью, благотворительностью, езжу на фестивали, много читаю, хожу в кино, просто отдыхаю. У меня нет ни секунды свободного времени.

- А что приносит вам самую большую радость?
- Раньше у меня были потрясающие собаки, а сейчас мне приносят радость две мои любимые кошки. Животные лучше, чем люди: с ними не нужно напрягаться, ждать от них подвоха. Они искренние, добрые и открытые существа. Я какой-то период даже мечтала жить в Африке, чтобы рядом был только врач, который мог бы лечить животных и меня – на всякий случай. А потом меня жизнь довела до такого состояния, что я мечтала жить во рту у своей собаки: хотелось спрятаться от всего. Это мог бы объяснить только Фрейд.

- Думаю, у вас уже сложился идеал мужчины? Каким, на ваш взгляд, должен быть мужчина?
- Я даже говорить о них не хочу.

- Когда к вам приходят дети, близкие друзья – какое фирменное блюдо вы им предлагаете?
- Я столько настоялась у плиты, работая 24 часа в сутки, что теперь больше не готовлю. Я готовлю только то, что можно сделать очень быстро, причем стараюсь есть полезную пищу. Кстати, должна сказать, что в харьковских ресторанах готовят потрясающе. В Москве в рестораны я хожу редко, но там готовят невкусно, некачественно. А у вас стильные рестораны, изысканные повара, очень хорошего качества продукты.

- А какую кухню вы предпочитаете?
- Люблю китайскую кухню, потому что часто бываю в Китае. В этой стране изумительная человеческая атмосфера: там люди доброжелательны, постоянно улыбаются. Поэтому и в Украине мне очень комфортно: здесь меня ничто не раздражает, у людей нормальное выражение лиц.