Недавно почетный генеральный директор «Турбоатома», Герой Украины Анатолий Бугаец стал «Почетным гражданином Харьковской области».

Сегодня Анатолий Александрович по прежнему работает на заводе, принимает активное участие в жизни коллектива, делится своими знаниями и богатым опытом.

- Анатолий Александрович, вы теперь, можно сказать, «дважды почетный». Что для вас значит эта награда?

- За многие годы работы на «Турбоатоме» меня не обошли награды и поощрения, но звание «Почетного гражданина области» мне особо дорого. Наш регион – один из ведущих в Украине. Харьков – это признанный центр машиностроения, науки, образования, культуры. Харьков - особенный город, я всегда так считал и считаю. Так что, получая эту высокую награду, я знаю ей цену и воспринимаю ее как награду всему коллективу турбостроителей, который многие десятилетия работал на то, чтобы имя «Турбоатома» значилось среди ведущих фирм мирового турбостроения, к которым относятся: германский «Сименс», французский «Альстом», швейцарский АББ, американские «Дженерал Электрик» и «Вестинхауз», японские «Тошиба», «Хитачи» и «Мицубиси», российские «Силовые машины».

- Вы всю жизнь работали на благо «Турбоатома» и всего нашего города. Вы — коренной харьковчанин?

- Нет. Впервые я приехал в Харьков в 1955 году, пытался поступать в летную спецшколу. А на ПМЖ из Кременчуга перебрался сюда в 1959 году -- после окончания Крюковского машиностроительного техникума. Так что уже 51 год я живу и работаю в Харькове. На «Турбоатоме» отработал 48 лет, из них 20 - генеральным директором.

- Как по-вашему, город сильно изменился за это время?

- От того Харькова, который я помню с 1955 года, не осталось практически ничего. Далеко за примером ходить не надо: сразу за турбинным заводом начиналось опытное поле института генетики и селекции им. Юрьева. Теперь все застроено. Разве мы думали, что в Харькове появятся такие крупные жилые массивы, как Салтовка, Алексеевка, Рогань, Залютино? Да что там говорить: Новых Домов еще не существовало, на их месте были поля. Узнаваемым остался только центр: здание горисполкома, Дворец труда, дом со шпилем, который видно даже с Холодной горы… К слову, это здание было раньше в ведомстве «Турбоатома». Потом оно было передано в коммунальную собственность города, но мы по-прежнему считаем его заводским.

- Чем еще, по вашему мнению, могут гордиться харьковчане?

- Харькову многим можно гордиться. Это город, в котором впервые расщепили атомное ядро! Таких центров науки, как УФТИ, не столь много даже в СНГ, не говоря уже об Украине. Кроме того, в Харькове большое количество очень хороших вузов. Я с удовольствием вспоминаю свои годы учебы в ХПИ. 

Третье, и самое главное для меня лично – это то, что Харьков является признанным лидером промышленности не только украинской, но и бывшей союзной. Вообще, наш город, как говорят в Одессе, не первый, конечно, но и не второй. На самом деле, думаю, Харькову принадлежало в Советском Союзе третье место после Ленинграда и Свердловска. Харьков – это сердце машиностроения.

- А стыдно нашему городу за что может быть?

- Я реалист. Может, это сейчас не очень модно, но считаю, что развал Союза крайне негативно отразился на экономическом могуществе Украины. Некоторые ведущие заводы просто исчезли с карты Харькова. Началось с «Кондиционера», потом на «Серпе и Молоте», ХЗТД и ХЭМЗе под корень вырезали оборудование, а производственные корпуса превратили в торговые центры, различные базы и складские помещения. Добрались и до таких гигантов, как завод им. Малышева и ХТЗ. А что сегодня с заводом Шевченко происходит? Предприятия, которые держатся на плаву, можно пересчитать на пальцах одной руки. Развал промышленности – это огромный минус нашему городу.

- Как вы считаете, сегодня еще можно остановить процесс развала промышленности? 

- Не только можно, но и нужно. Когда мы говорим о том, что экономика Украины поднимется за счет мелкого и среднего бизнеса, - это не более чем разговоры. Пора вещи назвать своими именами. Никакой мелкий и средний бизнес авторитет Украины и ее имидж не улучшит. Надо сохранить хотя бы то, что еще осталось от крупной промышленности. Ведь эти предприятия - источник наполнения бюджета, загрузка и зарплата людей, в общем, это жизнь.

Да, экономический кризис повлиял на ситуацию, но иногда это – просто отговорка. В Украине существует внутренний кризис, который повлиял на ситуацию в промышленности в целом, и нечего кивать на зеркало, если морда кривая.

Когда я был народным депутатом, моей первой инициативой в парламенте было принятие закона о включении «Турбоатома» в перечень предприятий, не подлежащих приватизации. И что, приняли такой закон? Нет. Если мы не остановим процесс распада, нас ожидают плохие времена.

- Долгое время «Турбоатом» был объектом рейдерских атак. Сейчас ситуация изменилась?

- Начиная с приобретения Украиной независимости, «Турбоатом» постоянно был в поле зрения многих структур и отдельных лиц. Последние 2-3 года аппетиты у некоторых разрослись беспредельно, начали применяться запрещенные приемы, вплоть до рейдерских захватов. В столь сложных условиях за стабильное экономическое и финансовое положение «Турбоатома» приходится бороться практически ежедневно. Но я говорю твердо: нынешнее руководство завода считает важнейшим приоритетом защиту предприятия и его коллектива. «Турбоатом» - это яркий бриллиант в короне Украины. Это стратегическое предприятие, определяющее ее экономическую, энергетическую и национальную независимость.

- Анатолий Александрович, вы всегда активно участвуете в жизни предприятия и всего Харькова. А когда вам удается отдыхать?

- Я мало отдыхаю, привык уже. Хорошо, если две недели на отпуск выкраиваю. Сейчас забот поубавилось – есть действующая дирекция, генеральный директор. Но тем не менее прихожу на работу в полвосьмого, ухожу в семь или позже. Люди постоянно обращаются, идут за советом, ведь опыт и практика кое-что значат.