Грандиозный праздник моды прошел в субботу в Харькове. Уже во второй раз в этом году на фестивале моды и театрального костюма им. Варвары Каринской харьковчане принимали известных модельеров-дизайнеров из России, Молдовы, Украины. Свои новые коллекции в этом году привезли Егор Зайцев и Маша Шароева.

Хотя начинался фестиваль не с показов и шоу, а, пожалуй, с более важного для нашего города события — установки мемориальной доски единственной нашей землячке, которая была удостоена «Оскара». По сему случаю в Харьков приехал из Парижа внук художницы Алан Франсуа и внучатая племянница, последняя из Жмудских, Наталья Влади. Ранее родственникам Каринской не доводилось бывать в Харькове, поэтому они поведали нам немало любопытных подробностей из биографии своей знаменитой родственницы. Варвара Каринская — дочь известного предпринимателя Андрея Жмудского, одного из тех, на чьи деньги строился Благовещенский собор. Родилась художница в Харькове в 1886 году. Варя была третьим ребенком в семье, где всего было десять детей. До революции Жмудские жили в Харькове на ул. Пушкинской, 31. Затем семья вынуждена была переехать в Россию, где Варвара Андреевна открыла первый в России салон «от кутюр» для столичной элиты. Но долго работать в собственном салоне его создательнице не посчастливилось. С 1928 года для Варвары Каринской начинаются зарубежные странствия. Вначале была Франция, где никому не известная художница сумела добиться огромных успехов. В это время Каринская работала с Сальвадором Дали, Марком Шагалом. В 1941 году война вновь заставила художницу эмигрировать — в Америку, где в очередной раз пришлось все начинать с нуля; а было тогда Варваре Андреевне ни много ни мало — 55 лет. Тем не менее довольно быстро она добилась славы и в Нью-Йорке. Джордж Баланчин только Каринской доверял одевать балерин своего театра. До прошлого года имя Варвары Каринской в Харькове было неизвестно. Восстановил историческую справедливость известный театральный художник, историк моды Александр Васильев, которого судьба совершенно случайно свела с семьей Каринской. Пару лет назад художника пригласили делать костюмы для постановок Мексиканского национального театра балета. Для этого же театра в свое время сделал несколько театральных костюмов и отец Наташи Влади, племянник Каринской. Одна из сотрудниц театра как-то проронила, что она живет по соседству с племянником Каринской. Александр Васильев заинтересовался, хотя и были некоторые сомнения. Они развеялись, когда племянник показал документы, подтверждающие родственные связи с легендарной художницей. Так завязалась дружба между Васильевым и родственниками Варвары Каринской.
— У меня был огромный интерес к творчеству Каринской, — говорит историк моды. — Это уникальная художница, она как никто умела интерпретировать рисунок ткани. Наверное, поэтому и была так успешна.
В 1948 году за костюмы к фильму «Жанна д`Арк» Каринская была удостоена высшей награды Американской киноакадемии. Внук говорит, что его бабушка боготворила Жанну д`Арк. Во Франции она жила в деревне, где родилась Орлеанская дева, и у нее была огромная коллекция средневековых вещей, связанных с Жанной. Во время очередного переезда коллекция затонула и сейчас покоится на дне Атлантического океана. У родственников ничего из работ Варвары Каринской не осталось. Алан говорит, что все сейчас хранится в музеях Франции и Америки либо в театрах, с которыми сотрудничала его бабушка. В Штатах периодически устраиваются выставки театральных костюмов, где можно увидеть и творения Каринской. А вот в коллекции Александра Васильева есть несколько уникальных вещиц, сделанных Каринскими. Одна — кокошник, расшитый Варварой Андреевной, который художница делала для частной русской оперы. Вторая — костюм, сделанный Ириной Каринской (дочерью Варвары), который историку моды достался от балерины Ксении Триполитовой. Александр Васильев говорит, что за Харьковом осталось еще два долга — установить мемориальную доску Валентине Саниной — харьковчанке, которая имела огромный дом моды в Нью-Йорке, и великой балерине Иде Рубинштейн, которая тоже родом из Харькова. Сотрудники фонда им. Варвары Каринской говорят, что к 120-летию со дня рождения художницы, а праздновать его будут в следующем году, шрифтовую часть мемориальной доски дополнят еще барельефом.
Праздник моды, ради которого, собственно, и съехались в наш город все знаменитости, начался вечером. Вместе с именитыми гостями свои коллекции показали местные лидеры. Маша Лосева выступила со своей коллекцией «Файна Юкрайна», Константин Пономарев представил коллекцию женской одежды с элементами мужского белья. На подиуме это выглядело так: сумочки в виде мужских трусов, юбки в виде мужской майки. Егор Зайцев привез коллекцию летних женских платьев, что очень актуально, учитывая нынешнюю жару. Правда, выйти на люди в таких одеяниях вряд ли кто-то рискнет. Тем не менее посмотреть было на что. От оценок участникам конкурсной программы Егор Зайцев воздержался. Сказал, что судить сложно, так как половину мероприятия он провел за кулисами. Но организацией фестиваля и уровнем его проведения остался доволен.