9 Мая, повстречав на площади Свободы «фронтовых товарищей» из металла, многие ветераны не могли скрыть удивления. Столько лет прошло, а «Виллисы», «Катюши», «Полуторка» выглядят как новенькие. Утирая украдкой слезы, участники Великой Отечественной войны обнимали бессловесных участников тех далеких событий и украшали бамперы ретро-автомобилей цветами…

Сегодня благодаря энтузиастам из клуба «СамоходЪ» парад техники времен Великой Отечественной войны стал в Харькове доброй традицией. Правда, в этом году вместо планируемых 60 машин на улицы города смогли выехать только 15 автомобилей и два мотоцикла. А в самую последнюю минуту пришлось изменить и маршрут, который изначально охватывал почти весь Харьков. Накануне Дня Победы выяснилось: в городской казне нет денег, чтобы в полном объеме обеспечить машины бензином. В итоге колонна ретро-техники с ветеранами «на борту» смогла проехаться только по нескольким улицам, а потом расположилась на площади Свободы.
 
По словам президента клуба Александра Осетрова, финансирование данной акции горисполкомом оказалось минимальным — всего-навсего полторы тысячи. «На 80% мы заливали баки самостоятельно, — отметил он, — так как машины старые и «съедают» очень много топлива, плюс нужно учитывать масло, помывку и подготовку машин… В общем, выходит, что мы остались в минусах». 

Александр Павлович рассказал, что нынешний ретро-парад на площади для «самоходовцев» — пятый. Правда, несмотря на то, что с каждым годом коллекция восстановленных машин в клубе увеличивается, представить на суд харьковчан все свое добро получается далеко не всегда, и все из-за финансов, вернее, из-за их отсутствия. «А то, что машины-ветераны выглядят сегодня как только что сошедшие с конвейера, — подчеркивает Александр Осетров, — это не только заслуга техников-любителей из клуба «СамоходЪ», но и рабочих Харьковского военного авторемзавода № 110 Министерства обороны Украины». 

— В прошлом году, например, наши товарищи с авторемзавода восстановили легендарную «Катюшу», поэтому сегодня их в коллекции уже три. Правда, две новые — послевоенного выпуска, но они также представляют интерес. Еще одна новинка — «БРДМ» из частной коллекции, восстановленная энтузиастами. Она — также фронтовик, однако участвовала в боях не Великой Отечественной, а Афганской войны. Наш клуб к этому Дню Победы реставрировал «ГАЗ-63», эта машина была выпущена в 1944 году и применялась для нужд войск связи, а также в качестве штабного автомобиля. Реставратор этого автомобиля — энтузиаст Владимир Жилин. 

По мнению Владимира Павленко, начальника ХАРЗ № 110, все восстановленные автомобили можно отнести к раритетам, но самый уникальный, пожалуй, «GMC» — тяжелый грузовик, поставлявшийся в армию в очень ограниченных количествах для перевозки тяжелых пушек. Сегодня во всей Украине другой подобной машины нет. Владимир Павленко подчеркнул, что реставрировать ее было очень сложно, но все воспроизведено в точности: «Видите — надписи на приборной панели на английском языке, приборы показывают в милях, все детали «родные» или почти «родные» — не придерешься! Хотя почти каждый автомобиль — это часть истории: прошли войну, некоторые были «ранены», а после Победы — работали на износ в народном хозяйстве...» 

Есть в коллекции клуба и немецкие военные автомобили, которые служили офицерам вермахта, но их «самоходовцы» «выводят на люди» в День освобождения Харькова. «Это тоже памятники на колесах! — объясняет Александр Осетров. — Но 9 Мая мы выводим на площадь только технику Победы, ту, которая сражалась на нашей стороне. Самое главное для нас — показать ветеранам, что их боевые машины бережно сохраняются, что они и сегодня на ходу...» Несмотря на свой преклонный возраст, все машины «самоходовцев» практически в идеальном состоянии, и 9 Мая, несмотря ни на что, отработали по полной, без сбоев. 

Кстати, реставраторы и водители автомобилей тоже выглядели как герои документального фильма. «Вы же понимаете, что стоять возле «Катюши» 1943 года в гражданской одежде или ехать на броневике в джинсах — это не дело, — считает Александр Павлович. — У нас все в форме тех лет, и к тому же с оружием. Если ты солдат, то у тебя — винтовка, офицер — пистолет ТТ или наган, автомат. Долгое время это оружие хранилось на складах, сегодня его надпиливают, получают заключение криминалистов, что оно никогда не сможет выстрелить, и распродают по рыночной цене. В «Самоходе» и на заводе — много и действующих, и отставных офицеров, так что у большинства звания — собственные. А форма соответствует тому званию, которое носит человек, причем у каждого есть и зимний, и летний вариант. И это отнюдь не бутафория. Все это было очень сложно найти. Кстати, награды у наших ребят не куплены на барахолке, а достались от дедов и прадедов, а потому и носятся они с должным уважением...» 

На сегодняшний день в коллекции клуба «СамоходЪ» около 100 единиц техники, но из них процентов 30 нуждаются в восстановлении, а еще 10% находятся в процессе «реанимации», так как это очень долговременный процесс, который занимает от года до пяти. К 23 августа любители ретро-техники планируют закончить реставрацию «Мерседеса» — близнеца автомобиля, на котором ездил Штирлиц в фильме «17 мгновений весны». «К сожалению, у нас нет ни одного «Т-34» на ходу, — сокрушаются «самоходовцы», — собираемся успеть восстановить ко Дню города, будем работать совместно с заводом имени Малышева. Есть множество и других задумок». 

Харьковчан с машинами-ветеранами частенько приглашают принять участие в реалити-боях, приуроченных к той или иной дате. И вот теперь «самоходовцы» предложили властям устроить показательные бои в районе музея «Высота им. Маршала Конева». «Наш клуб один из самых больших в Украине и имеет огромное количество военной техники, поэтому нас приглашают на реконструкцию военных действий в Киев, Севастополь, Ростов, Санкт-Петербург, Москву… Куда также приезжают и белорусы, поляки, чехи, молдаване… — делится Александр Павлович. — Мы предложили областным властям провести подобный международный фестиваль 19-20 августа. Правда, прежде переговорили с руководством киностудии Довженко, которое может выделить специальные патроны и оружие, коллегами из других городов и стран. В конце ноября прошлого года было написано письмо в облисполком в управление культуры. Все шло прекрасно, все поддержали, но буквально месяц назад мне позвонили и сообщили, что действо отменяется из-за несвоевременности…» 

По мнению Александра Осетрова, во время данного шоу можно было бы не только разрекламировать новый музей, но и был бы повод перезахоронить останки погибших бойцов, которые поисковики клуба находят наряду с покалеченной техникой. «Третий год просим разрешение, чтобы перезахоронить, но пока… мягко говоря, останки лежат на балконах либо в гаражах. Все откладывается и откладывается. В основном все это бойцы, которые под Харьковом попали в окружение, то есть практически ни у кого нет документов. Только одного бойца нашли с документами: он из Ростовской области. Попробовали связаться через облвоенкомат, но пока ничего не известно, пробовали разыскать родственников и через ветеранов. А сейчас один из наших друзей едет в Ростов и постарается зайти в военкомат и разузнать, переговорить». 

А пока что «самоходовцы», не имеющие ни помещения для собраний, ни ангаров для техники, хранят многочисленные грамоты и призы от властей дома, а экспонаты — по гаражам или у друзей-заводчан… И надеются, что бои все же состоятся: ведь это нужно не столько ветеранам и историкам, сколько подрастающей детворе, которая сегодня уверена, что в Великой Отечественной войне победили американцы, а русские и украинцы только партизанили в лесах… 

Интересно, что…
Харьковский технический клуб «СамоходЪ» был организован более восьми лет назад, но официально зарегистрирован только 27 декабря 2002 года. На сегодняшний день клуб объединяет около 70 человек с общим числом авто-мото-техники 96 единиц. Кстати, большинство членов «Самохода» — это воспитанники Валерия Таранухи, который на протяжении 30 лет руководил Клубом вечного поиска при Доме пионеров Ленинского района и привил любовь к технике и изобретательству не одному поколению. Сегодня самому маленькому «самоходовцу» — 10 лет, а самому старшему — за 70. В клубе нет «мертвых душ»: если человек не участвует в жизнедеятельности клуба — ни реставрирует, ни выезжает на выставки, ни участвует в собраниях, то его исключают. Попасть в «команду» любителей ретро-техники тоже не так-то просто: сначала кандидату в течение полугода нужно доказать, что он готов делить с коллективом все «тяготы и лишения», и только потом на общем собрании выдвигается предложение о принятии в «семью». Кстати, сейчас пополнить ряды «самоходовцев» намерены две девушки. 

В клубе три секции:
— «Авто» (ретро, самодельные автомобили и мотоциклы);
— «Мото» — байкерское объединение (байки, чеперы, трициклы);
— «Поиск» — члены секции занимаются восстановлением военного костюма, участием в реконструкции военно-исторических событий, поисками и перезахоронением бойцов, павших в Великой Отечественной войне. 

А не так давно в Киеве была создана Всеукраинская ассоциация клубов старых автомобилей, где «самоходовец» Александр Осетров стал вице-президентом. В своеобразное историко-техническое общество вошли полтора десятка клубов Украины. Теперь любители ретро-техники, могут не только обмениваться необходимыми запчастями и деталями, но и попытаться решить множество проблем (отсутствие документов на многие автомобили; огромные суммы дорожного сбора, который начисляется от объема двигателя…) на всеукраинском уровне. 

Общая мечта всех членов клуба — создать в Харькове Технический музей. А девиз, написанный золотом на флаге «самоходовцев», звучит так: «Думая о будущем — сбереги прошлое!»