Долгожданный отпуск не за горами. А чтобы отдых не превратился в кошмар, важно правильно выбрать турфирму, которая поможет осуществить ваши мечты о теплом песке, шепоте лазурных волн и вкусностях, которые сулит благодатная система all inclusive.

По словам старшего партнера одной из харьковских юридических фирм Елены Кибенко, есть несколько нюансов, на которые следует обращать внимание при выборе компании. Во-первых, это ее история. Специалист утверждает, что туроператоры и турагенты, которые давно работают на украинском рынке, достаточно трепетно относятся к своей деловой репутации. Они имеют налаженные контакты с перевозчиками, гостиницами, государственными органами зарубежных стран и дипломатическими учреждениями Украины. И у них уже накоплен опыт взаимодействия с туристами в случае наступления непредвиденных ситуаций. Кроме того, информация об известной туристической компании более доступна. Как правило, в Интернете можно найти много отзывов туристов, которые ранее пользовались услугами такой компании, их впечатления о качестве обслуживания и гарантиях.

Второй важный момент – это финансовые гарантии турфирмы.
– В соответствии со статьей 15 Закона Украины «О туризме», туроператоры и турагенты на случай их неплатежеспособности должны обладать финансовыми гарантиями для туристов по компенсации вреда, причиненного ненадлежащим качеством туристических услуг, – поясняет Елена Кибенко. – Для туроператоров сумма такой гарантии должна быть не менее эквивалента 20 000 евро, а для турагентов – не менее 2 000 евро (ее предоставляет банк или иное кредитное учреждение). Потенциальному туристу следует обратить внимание на сумму гарантии (минимальная или выше) и на финансовое учреждение, которое выступает гарантом (насколько оно респектабельно). Тем более что возможность получения такой информации предусмотрено законодательством (ст. 25 Закона Украины «О туризме»). Важно также понимать, насколько надежная страховая компания обеспечивает страховые выплаты и какой объем страхования предполагается для запланированного тура.
А визит в турфирму начните с осмотра обстановки и так называемой «доски почета». Обратите внимание, как оформлен зал, как выглядят менеджеры, как они вас встречают, умеют ли наладить психологический контакт, сколько времени вам уделяют - солидные турфирмы всегда уделяют этому большое внимание.

На видном месте должны красоваться лицензия, сертификаты, дипломы участника различных профессиональных конкурсов и выставок с защитными голограммами и соответствующими печатями. Обязательный документ -- лицензия на туристическую деятельность (ст. 5, ст. 17 Закона Украины «О туризме»). Завидев на их месте отпечатанные на цветном принтере «копии», разворачивайтесь и уходите в другое агентство.

Стихийные бедствия не освобождают от ответственности


Во всех договорах на туристическое обслуживание присутствует так называемая «форс-мажорная» оговорка.

Как правило, туристическая компания снимает с себя ответственность за выполнение обязательств по отдельным пунктам договора в случае наступления форс-мажора. Однако на практике в этот термин участники «процесса» – туроператор, турагент и турист -- вкладывают разный смысл, из-за чего впоследствии могут возникнуть конфликты.

- Согласно статье 617 Гражданского кодекса Украины, туристическая компания не обязана нести какой-либо ответственности перед туристом за «неудобства», причиненные форс-мажорной ситуацией, – говорит юрист Елена Кибенко. - Однако многие туристы, очевидно, не согласятся с законодателем и захотят, чтобы турфирма возместила им дополнительные расходы. Есть несколько вариантов решения конфликта в пользу туриста.

В случае, если человек не смог добраться до места отдыха, то по общему правилу, предусмотренному статьей 607 ГК, обязательства туристической компании по организации и обеспечению отдыха туриста прекращаются в силу невозможности их исполнения по причине форс-мажора. Однако это не означает, что туристическая компания не несет никакой ответственности перед клиентом. Фирма получила за свои услуги вознаграждение. Но так как услуги не были оказаны в полном объеме, то соответственно нет и оснований для получения вознаграждения.

По-другому обстоят дела, если форс-мажорные обстоятельства возникли, когда турист еще не уехал на отдых. В таком случае у него есть два варианта.

– Во-первых, клиент может отказаться от договора. Отказ желательно оформить в письменной форме и передать туристической компании таким образом, чтобы зафиксировать дату его получения, – подсказывает Елена Кибенко. – При этом фирма будет обязана вернуть туристу уплаченные за тур денежные средства.

Однако, согласно Закону Украины «О туризме», турист будет обязан возместить туристической компании расходы, фактически понесенные на предоставление услуг. Чтобы не переплачивать, специалист рекомендует требовать письменное подтверждение размера таких расходов.

– Кроме того, согласно ст. 652 ГК, турист может потребовать от компании либо изменения условий договора (переноса тура), либо расторжения договора и возврата уплаченных денежных средств, – продолжает юрист. – Такие требования необходимо передавать в письменной форме способом, который дает возможность зафиксировать дату их получения туристической компанией, и как можно раньше. Это существенно упростит ситуацию, если фирма откажется исполнять требования и возникнет необходимость обращаться в суд.

Форс-мажор может стать несчастным случаем


Согласно ст. 16 Закона Украины «О туризме», для туристов обязательной является только медицинская страховка и страховка на случай несчастного случая. Но покрывает ли страховой полис издержки туристов, связанные с форс-мажорными обстоятельства во время отдыха?

По словам Елены Кибенко, обязанность обеспечить такое страхование для клиента возложена на туристические компании. В основной массе случаев такая страховка не охватывает ситуации форс-мажора, подобные извержению вулкана или другому природному катаклизму. Хотя, в зависимости от формулировки, используемой в договоре, физический вред, причиненный форс-мажором, может подпадать под понятие несчастного случая. В то же время турист может самостоятельно застраховаться в любой страховой компании от обстоятельств, которые могут навредить ему в ходе путешествия. Естественно, в таком случае страховка оформляется за счет туриста.

Клиент должен перепроверить перечень услуг


Заключая договор с туроператором или турагентом, необходимо обратить внимание, насколько детально прописаны права и обязанности туристической компании, сроки их реализации, ответственность за вред, причиненный туристу по вине компании, предупреждает Елена Кибенко.

– Чем больше размытых слов и положений в договоре, тем больше шансов, что при возникновении спора туристическая компания этим воспользуется, - говорит юрист. - В случае если договор заключается путем выдачи ваучера, следует обратить внимание на то, содержит ли он всю информацию, которая предусмотрена законодательством (ст. 23 Закона Украины «О туризме»). При этом турист может также попросить туристическую компанию заключить с ним полноценный договор.

Необходимо внимательно ознакомиться с перечнем услуг, указанных в ваучере, и проверить их соответствие вашему заказу:

  • ОB (only bed) - только размещение;
  • BB (bed end breakfast) - размещение и завтрак;
  • HB (half board) - размещение, завтрак, ужин;
  • FB (full board) - размещение, завтрак, обед, ужин;
  • AI, all. incl., ALL (all inclusive) - питание по системе «все включено» (завтрак, обед, ужин, алкоголь местного производства);
  • SGL (single) - одноместное размещение;
  • DBL (double) - двухместное размещение;
  • TRPL (triple) - трехместное размещение;
  • Suite - размещение в номере люкс;
  • Junior Suite - размещение в номере полулюкс;
  • Family room - размещение в семейном номере;
  • Extra Bed - дополнительная кровать;
  • Chi, Ch, Chld, Chd (child) - ребенок;
  • SV (Sea View) - вид на море;
  • PV (Pull View) - вид на бассейн;
  • MV (Mountain View) - вид на горы.

Хочу разместить рекламу в этой статье