Аллу Сурикову знают все. Конечно, не лично – все-таки она человек не очень публичный. Но благодаря любимым фильмам «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов» и, конечно, киножурналу «Ералаш» в знакомстве с ней может расписаться каждый постсоветский гражданин.

В Харьков Алла Сурикова приехала на фестиваль «Харьковская сирень», где корреспонденту «Вечернего Харькова» удалось с ней пообщаться в неформальной обстановке.

-- Алла Ильинична, как вас встретил Харьков?
-- Я счастлива снова здесь находиться. Хотя я родилась в Киеве, я очень люблю Харьков, потому что это очень теплый, открытый и приятный город.

-- В свой прошлый приезд в интервью нашей газете вы упомянули, что у вашей мамы была романтическая история, связанная с Харьковом. Как это было?
-- Это было во время войны. Мама – ей тогда было 23 года – была врачом в передвижном госпитале. Руководителем поезда был харьковчанин Павел Афанасьев. У них был удивительно красивый и чистый роман. Маму демобилизовали, а он писал ей письма. Они до сих пор у меня хранятся. И когда я снимала картину «Вы не оставите меня», эти послания легли в основу тех писем, которые звучат в картине. И даже фотографии Павла я хотела использовать -- мне нужна была фотография молодого человека в этой картине… Но потом мы взяли фотографию отца Саши Балуева -- он был немного моложе Павла и не в военной форме. Мне нужно было гражданское лицо…

Это такая любовь, которая сегодня, к сожалению не встречается. Потому что сегодня отношения очень прямолинейные, и ребята падают в пропасть секса без романтики любви.

-- У этой истории, должно быть, грустный конец…
-- В одном из писем Павел написал, что цыганка ему нагадала, будто он погибнет в 42 года. И действительно, в 1942 году, когда ему было 42, он погиб. Может быть, какие-то его родственники, потомки до сих пор живут в Харькове, но мне не приходило в голову связаться с ними. Это мамина романтическая история, которую она пронесла сквозь всю жизнь. Я даже хотела написать об их отношениях -- сейчас же много было публикаций о военном времени, но пока еще чего-то не хватает. Осмысления, отстранения… И понимания того, кому это нужно.

-- Фильм «Вы не оставите меня» -- далеко не комедия. Разонравился жанр?
-- Комедию снять очень сложно, ведь у каждого человека свое чувство юмора, душевное состояние при просмотре. Кого-то, может, плохо покормили, кто-то поссорился и у него восприятие юмора нарушено... «Вы не оставите меня» -- мой дебют в жанре мелодрамы. Но потом я начала снимать картину, которая называется «Человек с бульвара Капуцинок». Она симпатичная, местами смешная, местами рассчитана на людей, знающих старое советское кино. Я ее почти закончила.

-- Это продолжение «Человека с бульваров Капуцинов»?
-- Это некий женский вариант той картины, но я не скажу, что это такое уж прямое продолжение. На названии настояли прокатчики. Я до сих пор не уверена, что это правильно, но приходится жить по рыночным законам.

-- Откройте секрет – о чем все-таки «Капуцинки»?
-- Главная героиня, которую играет Маша Миронова, влюблена в старое советское кино и приезжает в Москву, чтобы снять свой фильм. А приезжает как раз с бульвара Капуцинок. В Москве ее, конечно, ждет масса приключений. Я заранее прошу: не надо сравнивать две картины. Смотрите легко, весело и доброжелательно, тогда фильм вам понравится.

-- Вот ваша героиня из «Капуцинок» хочет снять фильм в духе советского кино. В действительности уже никто теперь не снимает в старых традициях. Почему?
-- Современное поколение выросло на американских фильмах, им это не нужно. А зритель после сорока в кинотеатры практически не ходит. К тому же государство не выделяет денег на такие фильмы, а инвесторов, которые были бы заинтересованы в этом, тоже нет. Увы. Сегодняшнее кино -- с холодным носом, когда важно не то, что ты хочешь сказать людям, чем-то с ними поделиться, а важно потусоваться и, может, даже получить за это деньги. Сейчас важно, чтобы было побольше крови: чтобы мозги вылетали, чтобы ноги отпадали, кишки вываливались... Потому что кровавое кино сейчас в моде.

-- Но бывают же проблески?
-- Конечно! Например, ваш земляк Слава Серкез снял короткометражную картину, которая называется «Тату». Картина, возможно, не так совершенна по режиcсуре, но она сделана горячим сердцем, человеком, который не равнодушен к тому, что снимает. Он брал интервью у ветеранов. Отснял очень много материала и сделал игровую картину на материале о харьковчанине, который прошел Освенцим. И вот эта трогательность его отношения к материалу завораживает. Он получил один из главных призов и на фестивале «Святой Анны», и на «Харьковской сирени», потому что многие ребята, может, даже профессиональнее и по ремеслу выше, но они устремлены на Роттердам. Чем грязнее и вываляннее то, что они рассказывают о своей стране, тем это больше приветствуется. Мне это не очень нравится.

-- Харьковчанин Вячеслав Серкез теперь живет в Москве и на фестивалях представляет Россию. Вопросов наше-ваше не возникает?
-- Я считаю, что кино в принципе остается отечественным, несмотря на политические, экономические и прочие игры, которые не имеют отношения к кинематографу. Оно наше общее все равно. Потому что кинематографисты все равно живут одной семьей.

-- Так, может, необходимо сделать какой-нибудь совместный проект?
-- У меня назрело несколько предложений. В прошлом году я купила в магазине в Харькове галстук с бисером и подарила его Пьеру Кардену, когда он был в Москве. На что Леня Ярмольник сказал: «Ну вот, наконец у Кардена появился хоть один приличный галстук». В ответ Пьер Карден сделал свое предложение. У него есть большой кинозал, где он проводил когда-то дни советского кино. И он просил меня заняться поисками подходящих людей, которые бы захотели провести дни отечественного, будем так говорить, кино в Париже. И я думаю, имеет смысл, чтобы «Харьковской сиренью» запахло и на парижских улицах. Один фестиваль, скажем, проводится в Харькове, в мае. И второй, например, осенью в Париже. Я думаю, что наши французские друзья, в том числе Милен Демонжо, Пьер Ришар, устроят прием не хуже чем харьковчане. А почему нет? Пусть потрудятся. Тут, конечно, возникает финансовый вопрос. Я не думаю, что Пьер Карден, предоставив свое имя и кинозал, будет помогать еще франками или евро. Но если сообщество буквально по рублю сбросится, все получится. Это не просто культурное событие, а в хорошем смысле слова политическое. Потому что уровень достаточно высокий. И для России, и для Украины, и для Франции.

-- А другие предложения?
-- Я уже десять лет провожу свой фестиваль «Улыбнись, Россия». И мое второе предложение следующее: может быть, имеет смысл сделать выездную неделю «Улыбнемся вместе». Вне фестиваля показать комедии, которые делаются в Украине. И будем неделю улыбаться вместе.

-- Поводом для вашего визита в Харьков стал фестиваль «Харьковская сирень». Как вы относитесь к сиреневому цвету?
-- Как ни странно, в этом году у меня появилась сиреневая куртка, появились кроссовки с сиреневой полосой. Наверное, это провидение. А еще я была на фестивале «Святой Анны», там мне подарили сиреневую футболку с профилем этой самой Анны. И меня занесло в этот цвет. А сирень я очень люблю. Эта любовь появилась от мамы. Она очень любила сирень и ландыши.

Есть идея

В Харькове Милен Демонжо предложила Пьеру Ришару сняться в одном фильме. Идею тут же подхватила Алла Сурикова. На творческой встрече с харьковскими студентами она объявила конкурс на лучшую идею для фильма, в котором сыграют французские актеры. «Ребята, это может быть идея на полстраницы для комедии. Сценарий будут писать опытные люди. Зато в титрах может быть ваше имя: идея – такого-то», -- призвала знаменитый режиссер.

Всегда мечтала о кино
Алла Сурикова родилась в 1940 году. В 1965-м окончила филологический факультет Киевского университета по специальности русский язык и литература, параллельно занимаясь математической лингвистикой. Но все это время Алла Сурикова мечтала о кино и при первой возможности устроилась помощником режиссера. Алла Сурикова почти всегда остается за кадром, однако в нескольких своих фильмах озвучивала персонажей. В «Человеке с бульвара Капуцинов» ее голосом говорила женщина легкого поведения, в фильме «Хочу в тюрьму» -- попугай, а в картине «Вы не оставите меня» Алла Сурикова читала за кадром письмо матери одного из героев.