На сцене Академического русского драматического театра им. А.С. Пушкина обрела сценическую жизнь историческая драма Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». Поставил спектакль народный артист Украины Александр Барсегян в декорациях, подобранных художником Юрием Тарасовым, с музыкальным оформлением Алексея Дугинова.

Основные требования драматургического произведения к создателям спектакля — необходимость учитывать пределы естественной утомляемости зрителя — здесь соблюдены не были. Данный психологический фактор рассматривается как эстетический, потому что размеры принятых к постановке пьес варьируются в относительно жестких границах, которые исторически изменчивы, но в каждую данную эпоху универсальны. Режиссер-постановщик «Марии Стюарт» столь важным правилом пренебрег и сделал все возможное, чтобы при помощи многоактной драмы превратить спектакль в невыносимо долгое и слишком подробное повествование, лишенное активного действия. Жанр, в котором конфликт играет совершенно особую, я бы сказал, определяющую роль, превратился на сцене в длинную череду диалогов с постоянно пересказываемым в разных вариантах одним и тем же сюжетом. Премьера воочию обнажила серьезную профессиональную проблему — актеры академического театра не обладают навыками сценического поведения, речи, пластики. Все они, за малым исключением, не имеют элементарного общего понятия о содержании (не говорю уже о философии) исполняемой пьесы.
Сегодня постановочную работу над монументальными многоактными драмами следует начинать с разумного купирования текста. Труд тяжелый, ювелирный, требующий тесного сотрудничества с профессиональными филологами, поэтами или писателями. Если этого не сделать, то в противном случае бережное сохранение авторской буквы (какому бы литературному гению она не принадлежала) для зрителя оборачивается многочасовой пыткой. А гибель героя в финале вызывает в зале не сострадание, а радость избавления от словоохотливого актера.
Эффектная, но глупая Елизавета (что никак не соответствует исторической правде) в спектакле лидирует, завоевывая право считаться главным действующим лицом. Вполне естественно возникает вопрос: почему в таком случае спектакль называется «Мария Стюарт»? Ответа для себя я так и не нашел. Интерес к концептуальной трактовке темы «Женщина в высших эшелонах власти» мог бы сделать ее сегодня актуальной. Тем более что и одна, и другая королева вольно или невольно вызывают живые ассоциации с персонажами современного украинского политикума. Елизавета (в том качестве, какое демонстрирует со сцены Ольга Сидоренко) соответствует небезызвестной Наталии Витренко, а Мария (заслуженная артистка Украины Татьяна Титова) в нервном сгустке жертвенности отдаленно напоминает Юлию Тимошенко. Объединяет двух женщин-лидеров то, что и одна, и вторая потерпели фиаско в результате изощренных интриг политиков мужского пола. Неспособные противостоять «лордам», они сводят счеты друг с другом.
Можно соглашаться или оспаривать то, как актрисы играют королев, но в любом случае мы вынуждены в значительной мере оправдывать их творческие промахи из-за отсутствия на сцене достойных партнеров. Все без исключения мужские роли сыграны слабо, невнятно, без четко выверенных задач и преследуемых целей. Неразработанные взаимоотношения персонажей создают общее впечатление толпы случайно собравшихся людей, где каждый пытается высказаться, не слушая мнения других.
Основные проблемы всех действующих лиц заключаются в том, что пьеса немецкого драматурга выстроена как поток прямого экспозиционного повествования с многократными повторами, зависящими от позиции того или иного персонажа. Эта заданность обязывает режиссера-постановщика усиливать акценты на малом количестве персонажей, определяемых как лидеры сложной интриги. Такой работы, к сожалению, в спектакле не видно.