Тестирование — непривычная для нас форма оценивания знаний выпускников школ. Переход на эту систему приводит в смятение не только работников системы образования — проблема так или иначе затрагивает любую семью. На днях в прямом эфире «Седьмого канала» журналисты и телезрители наступали на «больные мозоли» нашего образования. На их вопросы отвечали заместитель начальника главного управления образования и науки облгосадминистрации Олег Уваров и ректор солиднейшего вуза — Национального аэрокосмического университета (ХАИ) — Владимир Кривцов.

Тестирование – щит от коррупции
Напомним, что в этом году Кабинет министров решил провести экспериментальное независимое внешнее тестирование 40 тысяч выпускников общеобразовательных школ во всех регионах Украины. Что касается нашей области, то при помощи тестов будут оценены знания выпускников школ Харьковского района, Ленинского района Харькова и города Чугуева. В обозримом будущем планируется распространить тестирование в масштабах страны для всех экзаменов, которые вынесены в государственную итоговую аттестацию, а дальше система перейдет на начальную и базовую школы. Выпускники принимают участие в тестировании добровольно. Результаты тестов по желанию выпускника будут засчитаны как итоговая государственная аттестация или вступительный экзамен в высшее учебное заведение. Тестировать в этом году будут по двум предметам: украинскому языку и — на выбор ученика — по математике или истории. Выпускник может отказаться от тестирования и сдавать выпускные и вступительные экзамены на общих основаниях.
Заместитель начальника главного управления образования и науки облгосадминистрации Олег Уваров рассказал, что идея с тестированием возникла как рычаг борьбы с коррупцией на приемных экзаменах в вузы. Создана такая форма оценивания знаний для объективности и устранения конфликтных ситуаций, которые могут возникать между абитуриентами и приемной комиссией. «Если проверка знаний проводится не в вузе, без участия вузовских преподавателей, то многие проблемы для абитуриента и для вуза будут устранены, — уверен Олег Уваров. — Процесс приемных экзаменов — это нервная нагрузка и для абитуриентов, и для их родителей. Абсолютное большинство поступающих говорит после экзаменов: «Я ответил все правильно, а мне поставили «два» (или «три»). Так как к тестированию вуз отношения не имеет — возможные претензии к нему в необъективности оценки знаний исключаются. Кроме того, тест — «вещественное доказательство» ответов выпускника.
На вопрос корреспондента «Вечерки» о том, так ли безупречна система тестирования в плане защиты от манипуляций с результатами или уже сейчас заметны лазейки для коррупции, Олег Васильевич ответил, что система тестирования достаточно продумана разработчиками и защищена. «Но когда любая система долго действует, — заметил тем не менее Олег Васильевич, —
изобретательность нашего народа не знает границ».
Что касается количества обращений по поводу ставшей уже притчей во языцех коррупции в вузах, то Олег Уваров отметил: «Тема обсуждается. Ко мне приходят родители и говорят: «Мы без денег никуда не поступим и ни один вопрос не решим». Не платите. Нужно хорошо учиться, посещать лекции. Я не верю, что преподаватели намеренно создают условия, чтобы им давали деньги. Возможно, такие случаи есть. Но за время моей работы жалоб на то, что конкретный преподаватель потребовал определенную сумму, не было».
Большинство школьных медалей не соответствуют знаниям
Ректор ХАИ Владимир Кривцов категорически не согласился с мнением о коррупции в высшей школе, заявив, что коррупция пронизала многие сферы деятельности и упрекать в этом в первую очередь образование нельзя. Хотя посетовал на качество школьного образования: «Мы в год принимаем около 300-400 медалистов из разных регионов Украины, из них на «отлично» первую сессию сдают только два-три человека. Как правило, оказывается, что у медалистов, получивших «двойку», мама — завуч или отец — какой-то начальник в районе либо председатель колхоза. Поэтому говорить о коррупции в высшей школе не приходится: аттестационные оценки-то ставит не председатель колхоза, а школьный учитель».
Тестирование – недоношенное дитя?
До поголовного тестирования выпускников пока далековато. Во-первых, это связано с большими затратами — понадобится огромная сумма, исчисляемая десятками миллионов. А причины «во-вторых» и «в-третьих» обозначил Владимир Кривцов: он заявил, выразив, по его словам, мнение многих ректоров, что относится к идее тестирования положительно, но сказал однозначно: «Общество и государство ни материально, ни морально к решению этой проблемы не готовы. Поэтому и принято решение провести эксперимент лишь в некоторых районах и школах. Вначале нужно подготовить моральную, материальную и методическую базы».
Сегодня многие школы, по словам Владимира Кривцова, испытывают дефицит в квалифицированных учителях: математику и физику преподают очень слабо. Кроме того, школы, определяя профили обучения, берут курс на гуманитарные науки.
«Мне как представителю вуза, готовящего кадры, которые будут развивать производство в стране, поднимать ее экономику, больно и обидно, что в школе тенденции идут не в том направлении», — сказал Владимир Станиславович. По его словам, преподаватели аэрокосмического вынуждены сначала месяц учить студентов-первокурсников школьным предметам — математике, физике, информатике и черчению.
Владимир Кривцов уверен, что реализовать внедрение системы тестирования за один-два года абсолютно нереально: «Какие они привезут нам оценки? Чтобы мы зачислили их в вузы, а через месяц — выгнали? Зачем издеваться над людьми?» Вообще же, ректор аэрокосмического университета заявил, что вуз не обязан при приеме документов учитывать результаты тестирования. Олег Уваров призвал ректора не горячиться: абитуриент сам решает, представлять ли результаты тестирования в приемную комиссию. Олег Уваров обнадежил, что абитуриент, если вуз будет отказывать ему в приеме сертификата, может обратиться в главное управление образования или непосредственно к нему.
Что касается оргвопросов тестирования, то Владимир Кривцов уверен, что, когда дело дойдет до зачисления в вузы, выпускники даже не будут знать, где получить сертификаты. Да и сами сертификаты, убежден Владимир Стани-славович, даже не будут напечатаны: «Нам пришлось магистрам выдать символические дипломы, причем один документ на всех: их не напечатали в Киеве. Потому что занимались выборами — печатали всю эту макулатуру и гадость».
Эх, дожить бы
Говоря о контрактной форме обучения, Олег Уваров сообщил, что число мест госбюджета в вузах каждый год увеличивается. Контрактники составляют сейчас примерно 45% общего числа студентов. Оба участника «Прямой речи» сошлись на мнении о необходимости бесплатного высшего образования. Бесплатное образование, по мнению Владимира Кривцова, позволит значительно сократить заочное и дистанционное обучение, которое он назвал халтурой. Ректор ХАИ заявил, что в советские времена на обучение одного студента в год давали полторы тысячи рублей (рубль тогда был дороже доллара). Если бы сейчас вузам дали по полторы тысячи долларов на каждого студента — отпали бы и контракты, и множество других проблем.
Заметим: для того чтобы бесплатное образование сделать былью, нужно всего ничего — поднять экономику.
Итоги
Итоги телефонного интер-активного голосования показали: 57% телезрителей считают, что при тестировании объективность оценки знаний снизится, а 43% уверены, что возрастет.