Харьковские авиаконструкторы утверждают, что разработали самый дешевый самолет в мире. Его стоимость не будет превышать $6-8 тысяч.
В середине лета летательный аппарат пройдет испытания и вскоре станет доступен потребителям.Идею создания столь практичного летательного аппарата автор и главный конструктор самолета Александр Шувалов вынашивал давно. И только год назад, после выхода в отставку, военный пенсионер, инженер по образованию взялся за любимое дело – проектирование и строительство самолетов. По его словам, самолет строится по принципу советской «Брошки» – планера БРО-11М, но из современных легких материалов.
Собрать аппарат можно самостоятельно
Готовое устройство представляет собой летательный аппарат «три в одном». В зависимости от комплектации планер легко превращается в самолет или электролет.
– Если установить два двигателя, он станет самолетом, который способен преодолевать расстояние в 300-400 км со скоростью 100 км/ч, – рассказывает конструктор. – По нашим расчетам, 15-литрового бака с бензином хватит на пять-шесть часов полета. Для взлета и посадки требуется всего лишь небольшая площадка размером с футбольное поле, то есть при необходимости можно сесть где угодно и совершить дозаправку бензином. Второй вариант – установить на него электродвигатель, который позволит взлететь и набрать высоту, чтобы потом часами планировать в восходящих потоках воздуха.
Впрочем, преимущества нового самолета не только в этом. Потенциальный покупатель сможет выбрать, в каком виде приобрести это чудо авиатехники.
– Мы предложим три варианта, – говорит Александр. – Готовый самолет можно будет купить за $6-8 тысяч, «конструктор» из деталей, который по схеме можно собрать самостоятельно за два-три месяца, за $2 тысячи. Кроме того, всего за несколько сотен мы будем продавать чертежи, по которым умельцы смогут сделать самолет из собственных материалов. Наша задача – сделать полет доступным большому количеству людей.
Пилотам нужно окончить летные курсы
Конструкторы обещают, что самолет будет очень прост в управлении. Правда, пилотам все равно придется получить специальные документы — по украинским законам, перед полетами необходимо пройти обучение.
– Специальные курсы есть в Кировоградской академии гражданской авиации, в некоторых киевских авиаклубах, – объясняет Александр Шувалов. – Обучение можно пройти и в Харькове, на авиапредприятии «Лилиенталь».
Кроме того, и сам летательный аппарат надо зарегистрировать в каком-нибудь аэроклубе. Там же самолет должен пройти техническую комиссию и испытания. Это особенно актуально в том случае, если умелец собирает аппарат самостоятельно.
Кстати, в недалеком будущем разработчики выдадут на-гора такой же самолетик с закрытой кабиной и машину для двоих – пилота и пассажира.
– На горе Климентьева под Феодосией есть планерный клуб, который готов заказать у нас двухместный планер для того, чтобы проводить экскурсионные полеты над Коктебелем, – делится конструктор.
Бортовой компьютер «доведет» до места назначения
Разработчики уверены: время, когда такие самолеты потеснят автомобили, наступит очень скоро.
– В будущем мы планируем оснастить этот самолет системой компьютерного управления, – рассказывают они. – То есть человек с помощью специальной программы сможет задать маршрут полета в бортовом компьютере, и аппарат сам достигнет места назначения.
Но это будет позже. Сейчас харьковские разработчики спешат до конца июля достроить самолет и испытать его на аэродроме Коротич. А в середине августа продукт харьковского самолетостроения будет представлен на выставке «Международный салон гражданской авиации и воздухоплавания» в Санкт-Петербурге.
Рабочее название самолета – МПО-1 (мотопланер первоначального обучения одноместный). Как только аппарат встанет на крыло, разработчики объявят конкурс на лучшее название. Автору самого креативного – самолет в подарок.