В минувший четверг на своем заседании Кабинет министров Украины утвердил финансовый план «Укрзализници» на 2006 год, в соответствии с которым уже с 1 июня предполагается повысить на 50% пассажирские тарифы на внутригосударственные перевозки.

Еще в апреле генеральный директор «Укрзализници» Василий Гладких, который перед парламентскими выборами предлагал цены на пассажирские перевозки не поднимать, а компенсировать затраты на них за счет перевозок грузов, мотивировал такой шаг необходимостью обновления подвижного состава. На протяжении 2006 года железнодорожники предполагают приобрести 5 тысяч грузовых вагонов, 156 новых пассажирских вагонов (этого хватит на формирование 10 составов), 25 локомотивов и 15 дизель-поездов. Причем июньское повышение цен должно стать лишь первым этапом в череде подорожаний билетов на пассажирские поезда. По информации того же Василия Гладких, с 1 января 2007 года билеты снова подорожают — еще на 10%, с 1 апреля 2007 года — опять на 10%, а с 1 июля 2007 года — также на 10%. Правда, уже в мае Василий Иванович попытался немного успокоить пассажиров, объяснив, как сообщило агентство УНИАН, что для пассажиров билеты подорожают в среднем на 34%, поскольку размер дополнительных сборов, которые насчитываются при покупке билетов, не изменится.
По словам руководителя ведомства, даже после повышения тарифов проезд в поездах будет обходиться дешевле, чем в автобусах и маршрутках.
Например, по сообщению Агентства МедиаПорт со ссылкой на пресс-секретаря «Укрзализници» Оксану Макаренко, теперь, если пассажир захочет попасть из Харькова в Киев на фирменном поезде в плацкартном вагоне, то ему придется платить на 12 гривен больше, а если в купе — то он доплатит 20 гривен. В частности, если в мае билет до столицы в фирменном скором поезде № 63 стоит
31 грн. 22 коп. в плацкартном вагоне и 46 грн. 66 коп. в купейном, то начиная с 1 июня пассажиру придется платить уже соответственно 43 грн. 83 коп. и 66 грн. 99 коп., а в пассажирском поезде при нынешних тарифах от Харькова до Киева для таких же вагонов 22 грн. 82 коп. и 33 грн. 11 коп. с первого летнего дня придется выкладывать соответственно 31 грн. 22 коп. и 46 грн. 67 коп.
В то же время Василий Гладких заметил, что новый финплан принесет определенные социальные потери для пенсионеров-железнодорожников. «Те доплаты к пенсиям, от 15 до 35 гривен, которые имели наши пенсионеры, к сожалению, сняты. Но и это еще не все. На 2007 год стоит вопрос о передаче наших ведомственных больниц Министерству здравоохранения. На этом настаивает правительство», — сообщил он.
Реакция на эти заявления уже последовала. Так, по сообщению «Главреда», категорически против необоснованного роста стои-мости железнодорожных перевозок выступает Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Его глава Алексей Костусев уже лично обратился к премьер-министру Юрию Еханурову с просьбой удержаться от повышения тарифов до создания независимого органа регулирования — Национальной комиссии регулирования транспорта Украины. Со своей стороны, Комитет подчеркивает, что отсутствие нормативно-методических документов и прозрачного утвержденного порядка формирования тарифов не позволяют четко и объективно оценить экономическое обоснование запланированного «Укрзализницею» повышения стои-мости перевозок. В то же время АМКУ отмечает, что железная дорога неоднократно применяла свободные тарифы даже тогда, когда законодательством предполагались регулированные. Вследствие подобных злоупотреблений стоимость перевозок и других услуг существенно завышалась. По мнению представителей АМКУ, повышение тарифов на железнодорожном транспорте может нанести «необратимый ущерб обществу».
Кстати, далеко не однозначно относятся к возможному повышению пассажирских тарифов и сами железнодорожники. Так, общаясь с журналистами 26 апреля в Люботине после пуска электропоезда «Чернобылец» и 1 мая в Харькове на празднике по случаю открытия нового сезона на Малой Южной, начальник ЮЖД Виктор Остапчук отметил, что, по его мнению, в повышении тарифов нет необходимости, поскольку еще не использованы до конца другие механизмы для улучшения финансовой ситуации в отрасли. Но в то же время Виктор Николаевич подчеркнул, что дорога к повышению тарифов никакого отношения не имеет. «Мы — солдаты, и если нам из «Укрзализници» предпишут работать с какого-то дня по новым тарифам, мы будем вынуждены подчиниться».
В то же время обеспокоенность ситуацией вокруг сокращения социальных программ, предусмотренных отраслевым соглашением и коллективными договорами железных дорог, и намерениями лишить отрасль и ее работников ведомственной медицины выразил профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины. В сообщении отдела информации совета профсоюза, помещенном на официальном Интернет-сайте «Укрзализници», подчеркивается, что «железнодорожный транспорт — это отрасль с повышенным риском для жизни и здоровья не только его работников, но и тех, кто пользуется его услугами. Медицинские заведения железнодорожного транспорта, кроме общегосударственной функции по оказанию медицинских услуг населению, проводят предрейсовые осмотры локомотивных бригад, периодические обязательные медосмотры работников, обеспечивают постоянный контроль за состоянием здоровья железнодорожников, работа которых связана с безопасностью движения, оказывают неотложную медицинскую помощь пассажирам на вокзалах и в поездах. Необходимо также подчеркнуть, что законодательством Украины предусмотрено обслуживание железнодорожников в отраслевых заведениях охраны здоровья. К тому же, в соответствии с Отраслевым соглашением, передача медицинских заведений железнодорожного транспорта в коммунальную собственность возможна только при согласии трудовых коллективов, а они решительно выступают за сохранение системы охраны здоровья на железнодорожном транспорте. Что касается ежемесячных доплат к пенсиям ветеранам-железнодорожникам в размере 15-35 грн., то эта социальная гарантия предусмотрена коллективными договорами железных дорог, поэтому Кабмин не в праве ее отменять».
«Профсоюз протестует против действий правительства по утверждению финансового плана «Укрзализници» как такого, который не даст возможности железнодорожному транспорту страны не только нормально развиваться, а даже решать неотложные производственные и социальные проблемы, то есть может разрушить социальные гарантии, которых достигли железнодорожники на протяжении столетия существования отрасли. В случае неучета позиции профсоюза железнодорожники намерены прибегнуть к массовым акциям протеста с целью защиты своих законных прав».
Ну а билеты на пассажирские поезда на июнь продаются в кассах вокзалов еще с середины апреля — за 45 дней от даты отправления поезда. Как разъяснила «Комсомольская правда» в Украине», тем пассажирам, которые приобрели их заранее по старым ценам, в связи с введением новых цен с 1 июня ничего доплачивать не придется, так как закон обратной силы иметь не будет. Что ж, как говорится, и на том спасибо.