Верховная Рада Украины запретила биржам быть посредниками при продаже подержанных автомобилей. Соответствующий закон вступил в силу на этой неделе.

Эксперты уверены: теперь продать авто будет на 20-25% дороже. При этом также отмечается, что норма закона касается только единичных сделок, а не партий (не более двух штук), пишет "Дело".

Также авторы документа, для того чтобы дать понять, чем отличается старое транспортное средство от нового, дали определение последнего. По закону, новым автомобилем необходимо считать авто, которое впервые ставится на учет в Украине и при этом имеет пробег не более 6 тыс километров. Остальные транспортные средства необходимо считать подержанными.

По словам Олега Назаренко, директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), через биржу продавать автомобиль было выгодно многим автовладельцам. "Это был способ минимизировать налоговые отчисления. В биржевом договоре указывалась минимальная сумма сделки, что позволяло избежать затрат на подоходный налог, который составляет 15%. Например, авто, которое стоит 10 тыс долл, оформлялось за 100 грн. Соответственно, с этой суммы уплачивалось 15 грн", — объясняет Назаренко.

Теперь посредником при купле-продаже подержанных автомобилей будет выступать нотариус. Собственнику авто придется заплатить государственную пошлину 1% от суммы сделки. Стоимость автомобиля будет определять оценщик. "Для того чтобы стать оценщиком, необходимо получить специальную лицензию. Например, я получил такую после обучения в Украинском центре послеаварийной защиты", — комментирует глава ВААИД. Как отмечает Назаренко, оценщик не заинтересован в занижении цены автомобиля, так как несет за это "прямую ответственность". При этом эксперт уверяет, что оформляя сделку через нотариуса, продавец автомобиля не должен платить подоходный налог.

Тем не менее юристы уверены, что расходов у желающих продать или купить подержанный автомобиль все же прибавится. "Необходимо будет заплатить за услуги оценщика, кроме госпошлины, оплатить услуги нотариуса. К тому же, если продавец состоит в браке, необходимо нотариально заверенное согласие жены/мужа на сделку", — объясняет юрист Аля Гайсинская. К тому же она уверяет, что продавцу все же придется заплатить подоходный налог. По данным Гайсинской, оформление сделки купли-продажи подержанного авто через нотариуса на 20-25% дороже, чем через биржу.

В "Види Груп" (одно из направлений бизнеса компании — продажа авто с пробегом) считают, что пока рано давать оценку новому закону. Однако соглашаются с тем, что после его вступления в силу как у покупателей, так и у продавцов могут возникнуть проблемы.

"При продаже автомобиля с пробегом физическое лицо-продавец должно уплатить 1% подоходного налога, если это первая продажа за год. В случае если это вторая продажа, подоходный налог составляет 15% от суммы продажи автомобиля. Ни для кого не секрет, что налоговое законодательство в нашей стране далеко от совершенства. В частности отсутствует процедура подтверждения количества сделок в отчетном периоде. Поэтому существует высокая вероятность, что для "перестраховки" все организации, выступающие налоговыми агентами, будут вынуждены использовать ставку 15%", — поясняет Артем Ткаченко, руководитель автомобильного бизнеса "Види Груп". По словам топ-менеджера, для того чтобы избежать проблем на рынке продаж подержанных авто, логичнее сначала было бы принять закон о trade-in, который освобождал бы продавца от повторной уплаты подоходного налога.

"От действия нового документа без принятия закона о trade-in проиграют все. Покупатели — так как стоимость автомобилей и их оформления значительно возрастет. Продавцы — так как должны будут уплатить подоходный налог с полной стоимости автомобиля. И автомобильные дилеры — так как НДС по-прежнему будет отчисляться не с разницы между ценой покупки и продажи автомобиля с пробегом (комиссионного вознаграждения), а с полной стоимости авто", — резюмирует Ткаченко.

Как сообщалось, новая редакция Налогового кодекса Украины содержит новые ставки налога для транспортных средств, в том числе для легковых автомобилей. Так, согласно проекту кодекса, предусмотрено повышение транспортного сбора для легковых автомобилей в 2 раза: при регистрации, перерегистрации и очередном техническом осмотре.

В частности, для автомобилей с объёмом двигателя до 1000 куб см ставка налога может быть увеличена с 3 грн до 6 грн за 100 куб см, для авто с объемом двигателя от 1001 до 1500 - с 5 до 10 грн, от 1501 до 1800 куб см - с 7 до 14 грн и так далее.

Кроме того, в проекте нового Налогового кодекса изменилась разбивка по группам для автомобилей с большим объёмом двигателя - крупнолитражные авто разбиты на отдельные подгруппы по объёму.

Так, ставки налога для авто с объёмом двигателя от 4501 до 5500 см куб определены на уровне 90 грн за 100 куб см, с объёмом от 5501 до 6000 куб см - 100 грн за 100 куб см. Владельцам авто с объёмом двигателя более 6000 см куб придется платить 120 грн за 100 куб см.

Для сравнения, согласно действующей редакции Закона Украины №1963-XII, ставка налога, для всех легковых автомобилей с объёмом двигателя более 3501 куб см, составляет 40 грн за 100 куб см.