Сейчас присутствие священника в армии зависит лишь от его желания и воли командира военной части, а посему религиозные обряды в воинских частях на постоянной основе не проводятся.

Однако Совет по душепастырской опеке разработал проект документа, согласно которому солдаты и офицеры смогут регулярно принимать участие в богослужениях.

Документ носит название «Концепция пастырской опеки в Вооруженных силах Украины» и возлагает на командование воинских частей обязанность «предоставлять военнослужащим возможность принимать участие в богослужениях и выполнении религиозных обрядов», а также помогать военным священникам обеспечивать религиозные потребности военнослужащих

– Шаг за шагом мы к этому методом проб и ошибок искали возможные варианты сотрудничества с церковью, – рассказывает заведующий сектором по работе с религиозными организациями департамента гуманитарной политики Министерства обороны Украины Александр Мельник. – С 2008 года мы подписали с конфессиями, которые ранее уже работали в вооруженных силах, Меморандум «О сотрудничестве в делах душепастырской опеки». А в марте 2009 года с целью формирования в ВС института военного духовенства (капелланства) был создан Совет по душепастырской опеке, в который вошли представители Минобороны и семи религиозных объединений (шесть христианских и одна мусульманская). Так что процесс имеет позитивную динамику.

Сейчас пастырская опека в воинских частях на постоянной основе не осуществляется, и принятие концепции должно стать первым шагом к введению в армии института капелланства. Кстати, Украина остается одной из немногих стран, где институт военного капелланства до сих пор остается нормативно не урегулированным.

По словам католического священника отца Ивана (Пищика), закончившего в свое время курсы капелланства и имеющего диплом международной организации «Оливковая ветвь», вопрос об этом институте в армии решается с 2001 года. Военные всегда хорошо относились к священникам, но...

– Камнем преткновения стал раскол в православной церкви. И эта «война» не нравится военным, – считает отец Иван. – Они опасаются, что разногласия перекинутся и на армию – солдаты начнут враждовать друг с другом. Именно поэтому и застопорилось введение института военного капелланства.

Возможно, в скором времени в украинской армии появятся капелланы, которые будут «опекать» военнослужащих на постоянной основе.


Священник в армии – желанный гость


По словам офицера регионального медиа-центра капитана Назара Волошина, военнослужащие всегда с удовольствием общаются со святыми отцами. Помимо приглашения священников на призывные пункты для освящения новобранцев, стало замечательной традицией сооружение в каждой воинской части небольшой часовенки или в крайнем случае молитвенной комнаты, где боец может поговорить со святым отцом по душам. Существует даже соответствующая директива министра обороны, замечает он. В большинстве частей есть «курирующие» их священнослужители, которые постоянно «опекают» военнослужащих. Но пока что все это зиждется на личном энтузиазме военных командиров и самих священнослужителей.

По словам секретаря Харьковской епархии протоиерея отца Михаила (Кита), в Священном синоде Украинской Православной Церкви есть отдел взаимодействия с вооруженными силами и военными формированиями, аналогичные отделы существует и при каждой епархии.

– Мы стараемся принимать самое активное участие в жизни военнослужащих, – говорит священнослужитель. – Но наше сотрудничество осуществляется только на личных контактах руководства военной части и Харьковской епархии. Слава богу, у нас установились очень хорошие отношения, чего нельзя сказать про другие регионы.

Посещают воинские части и представители мусульманского духовенства.

– Духовное управление мусульман Украины также обратило внимание на этот вопрос, – говорит имам Дамурали, – Очень важно, чтобы военнослужащим-мусульманам предоставлялась возможность совершать свои обряды, находясь на службе. Есть даже подпись договора с муфтием Украины Шейхом Ахмед Тамимом.

По словам католического священника отца Ивана, армия всегда нуждалась в духовной поддержке. И если при Советском Союзе функции духовного воспитания военнослужащих были возложены на политруков, то с развалом СССР людей, которые занимались бы не только физическим, но и духовным воспитанием солдат, в вооруженных силах попросту не стало. Поэтому священники в армии необходимы.

– После распада Союза начались массовые сокращения военнослужащих. Тогда тысячи офицеров покончили жизнь самоубийством, потому что не могли найти свой путь в этой жизни. А священники могли бы выслушать, помочь, – говорит отец Иван. – Кроме того, не секрет, что в современной армии существуют такие страшные проблемы, как «дедовщина» (неуставные отношения) и самоубийство солдат. Тоска по дому, семье, цивилизации заставляет молодых ребят прощаться с жизнью. А священник, поговорив по душам с солдатом, мог бы уберечь его от этого шага, ведь святому отцу доверяют больше, чем другу, родителям, офицеру.

Кто оплатит «бюджетников»?


По словам отца Михаила, Церковь готова к введению института капелланства в армии, только нужно узаконить его на государственном уровне. Но загвоздка заключается в том, чтобы определиться, какого именно вероисповедания должен быть капеллан. По мнению священнослужителя, приоритет нужно отдать представителю той веры, которую исповедуют большинство военнослужащих.

– Учитывая то, что мы – православная страна и большинство солдат в воинских частях исповедуют православную веру, капеллан должен быть православным, – замечает он. – При этом ни в коем случае нельзя унижать представителей другой веры и ограничивать их в обеспечении своих религиозных потребностей. А так как в одной части не может быть столько капелланов, сколько вероисповеданий – нужно обеспечить условия, чтобы каждый солдат мог контактировать со священником или пастырем той религии, которую он исповедует. Только тогда мы сможем говорить о капелланстве.

В Минобороны создание института военного духовенства приветствуют, но все упирается в вопрос финансирования.

– Сегодня около 180 священников на добровольных основах выполняют капелланские функции в наших вооруженных силах. Чтобы мы получили такую профессию в украинской армии, необходимо внесение изменений в законодательство, – говорит Александр Мельник. – А что касается финансирования, в мире существуют разные модели: это может быть договор между государством и церковью, согласно которому церковь финансирует свой сегмент, а войско – свой; или священников берут на службу...