В Харькове появились троллейбусы и трамваи без кондукторов. Войдя в трамвай, услышал сообщение по громковорителю: «Уважаемые пассажиры! Кондуктора в вагоне нет, деньги за проезд передавайте водителю». Первая мысль была — розыгрыш или съемки «Скрытой камеры». Оказалось, что это не шутка, а суровая действительность «Горэлектротранса».

Без кондуктора-контролера курсировали, по нашему наблюдению, как минимум трамваи 20-го маршрута (Южный вокзал — пр. Победы) и троллейбусы №18 (Ст. м. «Университет» — Институт неотложной хирургии). В неофициальных разговорах с водителями, оказавшимися наедине с толпами пассажиров, выяснилось, что продавцов билетиков городу катастрофически не хватает. Мол, профессия кондуктора достаточно нервная, зарплата небольшая, а требования высокие: выполнил норму по сбору денег — норму повышают, не выполнил — лишают дополнительных финансовых «бонусов». Поэтому харьковчане не спешат идти сюда работать.
Более популярные среди жителей города троллейбусные и трамвайные маршруты кондукторами-контролерами пока обеспечиваются. Не повезло тем рейсам, которые по тем или иным причинам не особо «людные» — именно эти маршруты и оказались недоукомплектованными. В КП «Горэлектротранс» надеются, что это проблемы временные, поэтому не хотят афишировать «минусы» перед широкой общественностью.
К сожалению, только единичные пассажиры «бесконтрольного» электротранспорта честно передают деньги за проезд. Подавляющее же большинство просто игнорирует озвученную просьбу водителя, понимая, что у него просто нет возможности бегать по салону, собирая с них оплату. В Харькове только троллейбусных маршрутов больше тридцати. Сколько же денег теряет КП «Горэлектротранс» вследствие таких проблем? Подсчитать, конечно, можно, но толку от таких подсчетов немного. Водители сами находят выход из положения, открывая на остановках только переднюю дверь.
Как стало известно, водительский корпус кадровый кризис тоже затронул. Но этого горожане не замечают, потому что троллейбус без человека за рулем на улицу просто не выезжает.
На всем этом фоне удивительной кажется недавняя информация об увольнении за грубость восьми водителей городского транспорта и о привлечении к административной ответственности 16 кондукторов. Вполне вероятно, именно эти кондукторы и ушли восвояси, добавив головной боли «Горэлектротрансу» и предоставив харьковчанам уникальную возможность пользоваться городским транспортом не просто бесплатно, но еще и безнаказанно.