Проходя мимо оперного театра, невозможно не обратить внимание на ребят, которые без особых усилий прыгают с одной крыши на другую, с разбега преодолевают высокие бордюры и крутят сальто.

Взрослые наблюдают за их трюками затаив дыхание, а дети и вовсе не сводят с них восторженных взглядов. Но далеко не все знают, что все эти чудеса экстрима называются французским словом «паркур» , а люди, занимающиеся им, именуются «трейсерами».

Заборы, бордюры, железобетонные конструкции и стены не являются препятствиями для настоящего трейсера (от франц. traceur – прокладывающий путь). Прокладывая новые, немыслимые по сложности пути, он пересекает эти каменные джунгли легко и грациозно.

Когда точно появился паркур (от франц. parkour – «полоса препятствий»), неведомо никому. Однако всемирной популярности он обязан в первую очередь режиссеру Люку Бессону, который снял теперь уже культовые фильмы «Ямакаси» и «13-й район». Сегодня любители паркура есть в каждом мегаполисе планеты, в том числе и в Харькове.



Трейсер должен быть уверен в своих силах


Мои собеседники Олег Малафеев и Александр Тимко более известны в рейсерской среде как Маста и Художник. У каждого за плечами - годы паркурного прошлого. Однако дать точное определение своему увлечению ребята не могут — уж слишком непростое это явление.

- Конкретного определения паркуру до сих пор никто не дал. Если очень просто — то это способ преодоления препятствий. Но на самом деле каждый трейсер находит в этом что-то свое: кого-то больше влечет акробатика, кого-то билдеринг (покорение зданий). На самом деле неважно, какое из направлений ты выбрал, главное - получать удовольствие от того, что ты делаешь, — считает Олег.

Для людей, связавших свою жизнь с паркуром, город становится большой спортивной площадкой, а стены, парапеты, скамейки, лестничные пролеты и много другое превращается в спортивные снаряды. Обмундирование - хорошие кроссовки и максимально удобная, не сковывающая движений одежда.

Однако, по словам харьковских «ямакаси», паркур - это в первую очередь преодоление внутренних препятствий — борьба с собственным страхом. В человеческом организме есть механизмы, которые противятся любым опасным «мероприятиям», а преодоление препятствий очень мало напоминает привычные передвижения обычных людей. Однако по мере тренировок страх постепенно уходит, а уверенность растет.

- Прежде чем выполнить какой-либо элемент, надо быть уверенным в том, что вы действительно сможете это сделать. Не позволяйте кому бы то ни было заставить вас сделать что-либо, если вы не уверены в своих силах. Настоящий трейсер никогда не будет делать что-либо ради показухи, - говорит Александр.

Первые тренировки для трейсера ограничиваются обычной физкультурой: отжимания, подтягивания, прыжки и самое главное - умение правильно падать.

- Сейчас, с развитием Интернета, осваивать паркур стало проще, - рассказывает Александр. - В Сети можно найти методики подготовки к выполнению определенных элементов, посмотреть, как тренируются известные трейсеры из других стран. А когда мы только начинали заниматься паркуром, многому приходилось учиться на своих ошибках.

Школьники активно вступают в ряды любителей паркура


В паркуре нет спортивных нормативов и разрядов, поэтому очередное препятствие каждый находит себе сам. Для кого-то это метровый бордюр, а для кого-то — крыша Госпрома. После долгих расспросов ребят все-таки удалось «расколоть», и они рассказали о покорении «вершины Харькова».

- Мы несколько раз поднимались на крышу Госпрома, - улыбается Олег. - Первый раз было очень трудно из-за холода: когда взбирались по железным лесам, очень мерзли руки. Второе восхождение далось легче. Было здорово смотреть на город с крыши Госпрома.

В последнее время паркур все чаще пытаются превратить в спорт. Однако харьковские трейсеры предпочитают не соревноваться, а обмениваться опытом.

- Вот уже пять лет мы проводим фестиваль паркура. На него съезжаются ребята из разных городов. В первый раз приехало всего полтора десятка гостей, а в прошлом году на фестивале было около 200 трейсеров. Мы показывали им интересные места в нашем городе, обменивались знаниями и умениями, - рассказывает Олег.

По словам харьковских «ямакаси», паркуру покорны все возрасты. Однако те, кому за тридцать, зачастую настолько зажаты, что не решаются скинуть вечером офисный костюм и отправиться покорять городские джунгли. А вот школьники активно вступают в ряды трейсеров. Вот и во время нашего разговора ребята то и дело дают задания и обучают паркурным хитростям троицу подростков — двух ребят и девушку.

- Они хоть и молодые, но в них уже есть настоящий трейсерский дух - они уже воспринимают город совсем не так, как обычные люди, - объясняет Олег. - Так что новое поколение харьковских «ямакаси» уже подрастает. Правда, очень хочется тренировать их в специальном месте — хорошо бы в Харькове появился уголок паркура. Думаю, это место стало бы еще одной достопримечательностью города.