В Харькове появился новый молодежный театр. 12 выпускников актерского факультета университета искусств взял под свое крыло именитый театральный режиссер Александр Школьник.

На сцене культурного центра Киевского района – премьера, первый коммерческий показ дипломного спектакля выпускников Харьковского университета искусств имени Котляревского.

Битье посуды и «кровопролитие» перед премьерой – традиционное театральное суеверие.

– Я в порыве чувств ударил по столу и разбил руку, – рассказывает режиссер. – Это проверенное поверье: если на спектакле непреднамеренно проливается кровь, значит, успех обеспечен.

В ходе разговора Александр Школьник вспоминает, как «росли» его студенты – как представляли спектакль «Женитьба» на всеукраинском фесте «В гостях у Гоголя» в Полтаве, как ездили на гастроли во Львов с пьесой «Талан» по Старицкому. Теперь в репертуаре молодой труппы появилась и современная пьеса – трагикомедия Александра Галина «Конкурс» – о том, как японская фирма в русском провинциальном городке объявила конкурс на работу в Сингапур. Постановка сооружалась в рекордно короткие сроки – чуть более месяца. «Японцам» пришлось оперативно учить язык, а остальным, кроме своих прямых актерских обязанностей, выполнять работу монтеров, осветителей, гримеров, костюмеров.

– К слову, о костюмах. В нашем случае секонд-хэнд – настоящее спасение, открывает секрет Александр Школьник. – Например, вполне приличную смокинговую пару мы купили всего за пять гривен!

Колоритный актер Александр Соколовский в пьесе играет переводчика с японского. Говорит, распределения выпускников по театрам сегодня не существует.

– Работу найти нетрудно, трудно найти оплачиваемую работу. На обычную актерскую зарплату в 1500 гривен прожить в большом городе невозможно. Теоретически для актера работы много – мим, аниматор, тамада, но это не творчество.

Режиссер Школьник добавляет, что во многих театрах сейчас «напряженка» с молодыми актерами.

– Бывает, звонят и спрашивают, если ли у нас на курсе талантливые ребята родом, к примеру, из Днепропетровска. Местных ищут, потому что театр не может обеспечить актеров жильем.

Именно квартирный вопрос сейчас стопорит развитие молодого театра в Харькове – некоторые из актеров приезжие, да и разместиться театру по сути негде. Поэтому планами на будущее режиссер не делится. Из суеверных соображений.

Сами ребята уверены: режиссер Школьник им послан свыше.

– Наш курс был проблемным – художественный руководитель, который нас набирал, рано ушел из жизни и мы почти полгода были без худрука, – рассказывает Саша Соколовский. – Потом Александр Аркадьевич вернулся в Харьков из донецкого театра и случайно оказался у нас на курсе. Но, думаю, ничего случайного не бывает. С режиссером нам безумно повезло, это очень драйвовый человек. Под его руководством я увидел смысл своей профессии.

Названия у театра пока нет, ребята не хотят опережать события. Но все же надеются, что в новом театральном сезоне они смогут заявить о себе в полной мере.