Культура

  • 3209
  •  / 

Профессиональные «хитрости» лучших художников по костюмам Украины

Профессиональные «хитрости» лучших художников по костюмам Украины
Более 10 тысяч необыкновенных костюмов хранится в Харьковском академическом театре оперы и балета. Эти наряды поистине уникальны — в мире трудно найти им аналоги. Вполне можно говорить об исторической ценности ХАТОБовского «гардероба». Костюмы — это вклад главного художника театра в сценические образы персонажей спектакля. В костюмах художники воплощают свое видение внутреннего мира героев с помощью цветовой гаммы, фактуры материала, кроя и оригинальных деталей отделки костюмов.
Уже 14 лет над созданием костюмов для артистов оперного театра трудится Надежда Швец. Одеяния, сшитые по ее эскизам, не единожды признавались лучшими в Украине. Они настолько отражают ту историческую эпоху, в которой живут сценические герои, что зарубежные гости не раз и не два принимали наряды ХАТОБа за подлинные музейные экспонаты.
Мы обратились к самой Надежде Швец с просьбой рассказать о своем творчестве читателям «Вечерки» и поделиться некоторыми профессиональными секретами.
— Сколько всего костюмов вы создали за годы своей творческой деятельности?
— Их так много, что сразу и не сосчитаешь. Но могу сказать, что мной поставлено более 60 спектаклей в разных театрах Украины и СНГ, и для каждого из них создавалось от 60 до 200 разных костюмов. Если прикинуть, получится что-то порядка десяти тысяч.
— Любимые костюмы среди них есть?
— Да, очень люблю костюмы из спектакля «Спящая красавица». Они, конечно, уже в ужасном состоянии, поскольку постановка имеет огромный успех, не раз ездила за границу. Но по возможности мы их обновляем. Еще люблю костюмы из спектаклей «Турандот», «Князь Игорь», «Самсон и Далила», «Чиполлино». Еще мне близки костюмы, созданные к балету «Весна священная». Лучший балетмейстер ХХ века Морис Бежар, увидев их в Женеве, назвал гениальными и как нельзя лучше отражающими музыку Стравинского. А для меня это наивысшая похвала.
— Сколько времени уходит на создание нарядов для одного спектакля?
— По-разному. Иногда полгода, а иногда месяц. Так было с «Самсоном и Далилой». Платья мы драпировали прямо на артистках. Но само по себе шитье занимает немного времени, а вот подготовительный процесс, когда художник должен вникнуть в образы героев, может длиться не один день. Тем не менее это очень интересная работа. Например, к постановке «Самсон и Далила» мне, кроме всего прочего, нужно было подобрать цветовую палитру для хора. Общий образ массовки спектакля для меня ассоциировался с осенней листвой, уносимой ветрами, поэтому на таком фоне особенно ярко смотрелись костюмы главных героев, подчеркивая их вечность. Было интересно создавать костюмы и для оперы «Турандот». В либретто было указано место происходящего — «Пекин в сказочные времена». А что такое Пекин в сказочные времена? Неясно. Я подумала, и в итоге каждое одеяние превратилось в архитектурное сооружение. А все вместе костюмы составили один большой сказочный город.
— Надежда Федоровна, с чего для вас начинается костюм?
— Естественно, с образа. Для меня важно понять персонаж и его духовную эволюцию во время спектакля. Ведь прежде всего я стремлюсь как можно ярче выразить в палитре костюма отношения между персонажами. Например, первый костюм для принцессы из оперы «Турандот» сшит из ткани, по своей структуре напоминающей китайскую пагоду; тем самым он отражает ее неприступность. А вот когда Турандот влюбляется в Калафа, она становится нежной, крылатой, похожей на синюю птицу. Поэтому второй костюм соответствует именно этому образу.
— Какие ткани вы используете для создания костюмов?
— Разные. Главное ведь не ткань, а то, что ты с ней сделала. Сейчас, благо, проблем с материалами нет.
— Помните первые костюмы, созданные вами для спектаклей?
— Да, очень хорошо помню. Я ведь первое время работала художником-постановщиком, делала декорации для драматического театра. А потом несколько раз осталась без художника по костюмам и решила взяться сама за эту работу. Тем более, после очередной поездки в Петербург, когда я попала на уникальную выставку костюмов из частных коллекций — произведений искусства Серебряного века, — у меня появилось желание попробовать себя в качестве художника по костюмам. Моим первым оперным спектаклем была «Кармен» Днепропетровского оперного театра, которая ставилась специально для гастролей во Франции. Тогда зрители Канн, Леона, Гренобля приходили за кулисы посмотреть на костюмы и выразить свое восхищение. Такой же неподдельный интерес вызвали мои костюмы и в Испании. В частности, созданные для оперы Амирова «1000 и одна ночь». Две петербуржские эмигрантки никак не могли поверить, что костюмы не относятся к эпохе Бакста и Головина. А ведь на их изготовление у нас было всего две недели, и драпировкой я занималась даже в автобусе. Такой же фурор вызвали и наряды Анны Ярославны, изготовленные по моим эскизам Харьковским и Днепропетровским оперными театрами для Национальной оперы Украины. Норвежцы даже хотели купить их за несколько тысяч долларов.
— Сколько же реально стоит один такой костюм?
— Костюмы времен Киевской Руси самые дорогостоящие — до 3000 гривен, поскольку требуют ручной работы и использования разного рода фурнитуры. На другие наряды может уходить не более 500 гривен. Но к одеяниям князей и княгинь мы подходим очень тщательно. Приходится даже создавать новые техники для имитации старинного шитья. Все это позволяет создать костюмы, не уступающие по красоте подлинникам.
— Сколько человек трудится над созданием костюмов для спектаклей ХАТОБа?
— 33 человека работают над костюмами. А всего постановочная часть театра — это 130 сотрудников. В советские времена их было около 300. Но мы тоже справляемся. Наверное, потому, что каждый работник с любовью относится к своей профессии, делает все по совести, на века. Может, поэтому и хранится в костюмерных цехах оперного театра столько раритетных костюмов, которым по пятьдесят и более лет.
— Не возникала ли идея создать музей костюмов? Думаю, харьковчанам было бы очень интересно посмотреть, в чем выступала молодая Светлана Колыванова и другие звезды Харьковского театра оперы и балета…
— Вопрос об этом возникал уже не один раз. И я надеюсь, что со временем все харьковчане смогут близко увидеть лучшие образцы из запасников ХАТОБа.
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2776.39 грн
100 EUR 3170.91 грн
10 RUB 4.2331 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи