По замыслу архитекторов город поделят на куски для медиков, студентов и заводов, а чиновники пойдут пешком.

В Харькове начинается период глобального ремонта. Пока – косметический, реже – капитальный ремонт ведут на дорогах, в скверах и на набережных. В ближайшей перспективе – пешеходный центр и двухэтажные дороги, в отдаленной – новый жилой фонд и экологически чистый скоростной транспорт.

Сначала город должны поделить на зоны.

«Сейчас утеряны понятия художественного образа города и визуальных коридоров», – считает проректор Харьковской национальной академии городского хозяйства Владлен Семенов, который 13 лет был главным зодчим первой столицы.

По его словам, в последнее время участки земли в Харькове раздавались случайно, а городу необходимо в своем развитии придерживаться зонирования и комплексного развития. Еще в советские времена зодчие планировали поделить город на своеобразные зоны: в одной – промышленность, в другой – жилые комплексы, в третьей – студенческая Мекка.

«Была в советское время тенденция создавать медицинские, учебные комплексы. Там, где сейчас рынок «Барабашово», должен был развиваться инженерно-строительный, фармацевтический, педагогический институты. Один корпус получил фармуниверситет, что-то – педагогический, есть общежитие ХИСИ. А если бы сделали все, как планировали, станция метро «Академика Павлова» была бы насыщена потоками студентов», – говорит Владлен Семенов.

Для того, чтобы остановить процесс строительства «кому, где захочется», нужно внести корректировки в Генплан города, считает Семенов, и создать план стратегического развития города, ведь город — как спрут, постоянно разрастается. Внести изменения в Генплан, составленный киевлянами, — недолго, около полугода, только дополнить его — дело чести харьковчан.

Спасти город смогут новые дороги, а самое главное – парковки в центре города.

«30% наших улиц заняты пустыми автомобилями. Пушкинская, Сумская – забиты. Нужно ездить общественным транспортом, в центре города сделать хоть одну многоэтажную парковку, у нас много захламленных дворов. Там разве нельзя поставить парковку? В Нью-Йорке – можно, в Чикаго – можно, а в Харькове – нельзя?», – возмущен архитектор Игорь Лаврентьев.

Еще один выход из положения – сделать центр доступным только для специальных автомобилей и пассажирского транспорта. По словам Игоря Лаврентьева, нужно сделать так, чтобы владельцы автомобилей оставляли свой транспорт на въезде в центр города. «Нравится тебе это или нет, народный депутат ты или последний нищий, в центральную часть города иди пешком. Прошел бы чиновник километр – ничего бы с ним не случилось, и для здоровья полезно», – говорит архитектор. – Если посмотреть Генплан, который Киев нам нарисовал – там по всем магистралям идут эстакады для городского транспорта, когда они появятся, не знает никто. Это пока картинки, а транспорт продолжает накапливаться».

Эстакады точно никогда не появятся вдоль проспекте Ленина и Полтавского шляха, а на проспекте Гагарина и Московском – точно будут. Нельзя вдоль проспекта Ленина ставить эстакаду, там четыре перекрестка. Эстакада должна быть скоростная, – считают архитекторы.

Метро – в область


Рано или поздно Харьков все равно станет сверхмегаполисом, поэтому пересматривать транспортные потоки нужно уже сейчас и задумываться о развитии такого блага, как метрополитен, не только в направлении Алексеевки и аэропорта.

«У нас есть метрополитен – это счастье. Нужно не забывать об Орджоникидзевском участке и Чугуеве», – говорит эксперт. Кроме того, городу нужен автовокзал на Холодной Горе, куда съезжаются тысячи людей.

Вместо хрущевок, как в Москве, – новострои


«Харькову нужны новые тенденции в реконструкции районов массовых серий. С так называемыми хрущевками нужно что-то делать. В России, например, их сносят и строят новые дома. В ближайшее время этот вопрос встанет очень серьезным образом, потому что пятиэтажки и панельные дома уже не соответствуют нормативам проживания человека», – считает архитектор Татьяна Поливанова. Новое жилье, которое могла бы позволить себе большая часть харьковчан, должно быть комфортным, красивым и доступным.

Не обойдется в будущем наш город и без скоростного электрического транспорта, считает профессор кафедры урбанистики Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры Валерий Гук. Рельсы, как в «американских горках», прозрачные кабинки на 4-6 человек и поездка из одного конца города в другой – за 10 минут.

«Новый вид транспорта дает 100 км в час. Мы синтезировали все системы современного вида транспорта, собрали и сделали одно. Этот вид транспорта – с экологически чистым электродвигателем», – говорит Гук.