Мы дождались: в пятницу 26 мая в два часа дня около Дворца Спорта состоится официальное открытие закладного камня, посвященного годовщине проведения в Харькове концертов замечательного актера, исполнителя собственных песен, поэта-бунтаря Владимира Высоцкого.

Внешне закладной камень представляет собой практически памятник — с фундаментом, постаментом и верхним декоративным элементом в виде гитары. Установка памятника была завершена во вторник — силами почитателей таланта Высоцкого. Среди них — автор проекта, харьковский скульптор Сергей Ястребов.
После недавнего исчезновения бронзовой косы на памятнике Шевченко напрашивается вопрос о материале, из которого изготовлен верхний элемент памятника Высоцкому. Скульптор ответил, что тот изготовлен из прочного стеклобетона и тонирован под литье: «Привет нашим местным харьковским вандалам… поживиться здесь нечем».
Каким будет второй, основной памятник Высоцкому, пока неизвестно. Все зависит от того, сколько будет собрано средств на его изготовление и установку. Правда, инициативная группа твердо называет дату появления памятника — 2008 год. Тогда исполнится тридцать лет с тех пор, когда Владимир Высоцкий, проезжая через Харьков в Одессу к началу съемок фильма «Место встречи изменить нельзя», решил задержаться в нашем городе (несмотря на то, что опаздывал на три дня) и выступил перед своими восторженными поклонниками. Концерты состоялись в жуткую жару 27 — 30 мая 1978 года. Дворец спорта, старый цирк и старое здание театра музкомедии, где проходили концерты, были набиты битком.
Память о концертах, личном обаянии и вообще о творчестве народного любимца, которого власти не желали признавать, его харьковские поклонники не растеряли, и спустя много лет она дала толчок к появлению идеи сооружения памятника в Харькове. Два года назад харьковский сварщик Сергей Сосненко, с детства обожавший песни Высоцкого, попал в музей поэта в Москве и познакомился с его сыном Никитой. «Говорю — у меня есть мечта моей жизни, чтобы в Харькове появился памятник Высоцкому. Он отвечает: боюсь, у вас ничего не получится — уже нет Союза, тогда легче бы было».
Но Сергей оказался упрямым — начал собирать единомышленников, проводить исследовательскую работу. За два года нашел почти сотню уникальных фотоснимков того периода, отыскал людей, которые общались и фотографировались с Высоцким. После официального открытия закладного камня Сергей Сосненко сразу отправится в Москву — к Никите Владимировичу, чтобы показать эти снимки: «Наверное, тот будет доволен, что у нас получилось. А потом будем собирать денежки… В 2008 году на этом месте появится памятник. Среди елей. Ему будет там уютно». Сергея считают самым активным «строителем» — он способствовал появлению закладного камня как собственными деньгами, так и личной работой. Поэтому никто не сомневается, что через два года в Харькове появится настоящий памятник Высоцкому.
По словам скульптора Сергея Ястребова, сумма, которую нужно собрать, не так велика — около 150 тысяч гривен. Это будет небольшой памятник, сказал Сергей Игоревич, здесь не нужны грандиозные монументы. Можно уменьшить его стоимость, применив дешевые материалы, но я думаю, что Харькову не нужны памятники из суррогатных материалов. Я планирую использовать традиционные — гранит и бронзу. Они наиболее выносливы, не меняют своих художественных свойств.
Деньги будут поступать на специальный счет Харьковского городского благотворительного фонда памяти жертв Чернобыльской катастрофы с выдачей соответствующих документов для частных пожертвователей и юридических лиц независимо от суммы благотворительного взноса. Обещают финансовую поддержку и москвичи.
Харьковский памятник — далеко не единственный в Украине. Например, в Мариуполе их даже два — памятный знак в виде отдельно стоящей мемориальной доски и памятник, где Высоцкий запечатлен в образе Глеба Жеглова из «Места встречи» — в плаще и с наганом.
Всего же на огромной территории бывшего Советского Союза — более двадцати памятников Высоцкому. Наверно, будут и еще. Ведь его песни всегда любили миллионы людей, независимо от национальности. И даже нынешние государственные границы не разъединят тех, чья жизнь была неотделима от простых гитарных аккордов и хриплого голоса в динамике магнитофона.