Практически вся профессиональная карьера этого голкипера связана с харьковским «Металлистом». Были два незначительных перерыва, но Александр Горяинов неизменно возвращался в родной клуб.

Наверное, справедливо, что именно его харьковские болельщики называют символом клуба. 

- Саша, недавно тебе исполнилось 35 лет. Как прошел день рождения? 

- Первый раз в жизни встретил день рождения за границей – в Австрии на сборах. Ничего особенного не происходило – перед тренировкой меня поздравили команда и Мирон Маркевич. Отмечать это событие некогда – тренировки, на носу чемпионат, все сосредоточены именно на этом. Вообще, как правило, в конце июня всегда на сборах. Ну а уже когда возвращаюсь, то меня поздравляют родные. Пожалуй, самые дорогие подарки – открытки, которые дети сделали собственными руками.

- А как в команде отмечают победы, удачное завершение сезона? 

- Каждый год после завоевания бронзовых медалей у нас организовывается банкет для всей команды, где есть возможность поднять по бокалу шампанского. А во время сезона не получается.

- Позади межсезонье, тренировочные сборы. Что было необычного? 

- Как и день рождения – впервые летом сборы прошли за границей. Плюс то, что обычно летние сборы менее продолжительные, чем нынешние. Мы собрались еще 9 июня в Трускавце, а потом сразу в Австрию. В целом, сбор прошел успешно, все проходило по плану. Травмы нас обошли стороной. Разве что Андрей Березовчук после операции не смог готовиться вместе со всеми в полную силу. Для меня ничего необычного не было. Чувствую в себе силы, готов к сезону, есть желание снова доказывать и бороться.

- Что запомнилось в товарищеских матчах? Насколько они интересны для футболистов, ведь тренеры зачастую не акцентируют внимания на результатах? 

- Было нетипично много игр. Часто на второй, на третий день. Нельзя сравнивать накал официальных встреч и товарищеских, но любой футболист всегда хочет выиграть. Особенно повышенная жажда победы, если соперник – именитая команда, на фоне которой интересно проверить собственные силы. Мне запомнились и австрийская команда, и московский ЦСКА, и болгарский «Левски». Иногда тренеры сознательно идут на эксперименты с составом, с тактической схемой, но суть игры от этого не меняется. Наша задача – выходить на поле за победой.

- Перейдем к делам вратарским. Сейчас в «Металлисте» конкуренция среди голкиперов не очень… 

- У нас хорошие молодые вратари – Дмитрий Жданков, Денис Сидоренко, из дубля – Артур Денчук. Их трудоспособность может открыть им путь на более высокий уровень.

- А как вообще отношения с коллегами по амплуа? 

- Уважительно отношусь ко всем, с кем приходилось работать – Игорю Бажану, Александру Гуменюку, Андрею Тлумаку, Олегу Остапенко. С чистым сердцем могу назвать их своими друзьями. Я за конкуренцию – именно так можно определить, кто сильнее.

- А у кого из тех, с кем играл в одной команде, больше всего перенял? 

- Наблюдаю за манерой игры всех вратарей, причем, независимо от возраста. У каждого есть что-то свое, что можно взять на вооружение. У того же Дениса Сидоренко хороший прием мяча – ловит очень мягко. Интересно было поработать с лучшими вратарями страны – Андреем Пятовым и Андреем Диканем – в сборной Украины. Если руководству клуба удастся договориться о трансфере Диканя в «Металлист», значит, буду рад такому соперничеству.

- Харьковская школа вратарей широко известна. Кто для тебя из земляков – №1? 

- Наверное, Юрий Петрович Сивуха. Я и в детстве им восхищался, когда на матчах «Металлиста» мячи подавал, и позже, когда он был у нас тренером вратарей. Даже тогда, несмотря на возраст, ему было сложно забить. А иногда практически невозможно. Еще обязательно надо вспомнить Игоря Кутепова, Александра Помазуна, Владимира Савченко. Да и моего тестя Александра Савченко (царство ему небесное).

- А были в детстве кумиры, известные всему миру? 

- Их было много. То один понравится, то другой. В этом смысле постоянных симпатий не было. А вот Юрий Сивуха всегда для меня оставался и остается таким кумиром. Помню, когда он становился в ворота и бросал перчатки в ворота, мы к нему подходили и просили: «Дядя Юра, можно примерить?». Он разрешал, и мы были на седьмом небе от счастья.

- А кто из голкиперов выделяется на нынешнем чемпионате мира? 

- Может быть, Икер Касильяс. Хотя с этими идиотскими мячами «джабулани» трудно избежать ошибок и курьезных голов. Мы начали готовиться к сезону именно с ними. Это сложно себе представить. Чтобы кто-то из болельщиков понял, насколько эти мячи коварны, надо поставить его в ворота.

- А что говорят полевые игроки? 

- Конечно, им проще. Хотя и здесь есть свои тонкости. Например, когда делаешь длинную диагональ, то принимать такую передачу тоже непросто – обработать мяч будет сложновато.

- Саша, давай вернемся к истокам. Как и когда пришел в футбол, почему стал на ворота? 

- Где-то лет в восемь сам пришел на стадион. До этого занимался плаванием, меня даже хотели в интернат забирать, но для меня всегда футбол был на первом месте. В детстве с утра до ночи гонял в дворовой футбол. Приходил домой, падал и мгновенно засыпал. Почти всегда играл со старшими. Вот меня на ворота и ставили. Относился к этому спокойно, а когда пришло время определяться с амплуа, то вопрос уже не стоял. В пятом классе меня взяли в спорткласс, где было 32 мальчика. Но не сразу я стал сильнее других вратарей. Например, помню, был у нас Боря Фуртак – так он в какой-то момент выглядел на голову выше всех остальных. Но я попал к Валерию Павловичу Богданову, за что благодарен судьбе. Хорошо, что есть такие детские тренеры, которые могут поверить в мальчишку, увидеть в нем перспективу.

- Переход во взрослый футбол – непростое испытание для любого. Как у тебя с этим обстояло? 

- Уже в 15, 16 лет привлекали к тренировкам за дубль. А когда были травмы у старших вратарей, то попадал в запас. Честно говоря, не совсем хорошо помню все перипетии. Но пришлось несладко в коллективе со взрослыми дядьками. Тогда было важно не сломаться психологически, морально.

- А когда почувствовал себя опытным вратарем? 

- Я и сейчас ощущаю себя молодым.

- А на тех, кто моложе по паспорту, прикрикиваешь? 

- Редко. Да и то не на вратарей, а на защитников могу. Причем, не за тактические или технические промахи. А за то, что не хочет бегать, как следует, не отдается полностью тренировкам. Впрочем, нынешнее поколение значительно отличается от нашего, и на все замечания у них свое мнение.

- С небольшими перерывами, вся твоя карьера связана с «Металлистом». Что для тебя значит эта команда? 

- «Металлист» – команда всей моей жизни. Для меня это все. Не подумайте, что это пафосные речи – это в самом деле так.

- За последние годы харьковская команда высоко взлетела. За счет чего? 

- Не буду оригинальным, если скажу, что творцом наших побед являются главный тренер и президент клуба – Мирон Маркевич и Александр Ярославский.

- А финансовый фактор? Все ли решают деньги? 

- Хотелось бы надеяться, что не все. Иначе было бы неинтересно играть. Все-таки, два перерыва в выступлениях за «Металлист» у тебя были.

- Вспомни о том, как это было, как происходили возвращения? 

- Первый раз было банальное объяснение смены команды. Пришло время служить в армии, и я ушел в «ЦСКА-Борисфен». Мы вдвоем туда поехали с Сергеем Селезневым. Отыграл немного – 11 матчей за все время, если не ошибаюсь. В то время место основного голкипера было прочно занято Виталием Ревой. Потом вернулся в «Металлист», так как было правило, по которому после службы в армии надо возвращаться в тот клуб, откуда тебя забирали. В то время в команде работали Михаил Иванович Фоменко и Валерий Михайлович Бугай – они меня с радостью приняли.

- А второй уход… 

- Тогда в «Металлисте» поменялась власть. Долги Александра Фельдмана перед футболистами составляли по несколько месяцев. Я был своеобразным делегатом от всей команды; спрашивал, когда ребята получат зарплату. Хоть и не очень приятно об этом вспоминать, но меня тогда назвали «рвачем». Поэтому с новым контрактом не сложилось. Пришедший в команду Геннадий Литовченко подбирал исполнителей под себя, а мне предложили условия намного хуже тех, что были раньше. У меня в то время была уже семья, двое детей. Поэтому я решил тренироваться самостоятельно – меня даже на базу не пускали, что было очень оскорбительно. Сезон начинался, и у меня появилось единственное предложение. Поступило оно от Сан Саныча Косевича. Раздумывать особо не приходилось, и я поехал в «Кривбасс», где отыграл практически полностью два сезона – 54 матча. От пребывания в Кривом Роге остались нормальные впечатления – даром этот период не прошел. А потом позвонил Евгений Алексеевич Красников с предложением вернуться в «Металлист», за что я очень благодарен и ему, и Мирону Богданычу. Последние пять лет, безусловно, лучшие в моей карьере.

- Они лучшие и в истории «Металлиста». А вот можешь ты вспомнить за последние 20 лет самые тяжелые времена для клуба? 

- Какой-то один выделить не могу. Их было несколько. Было и такое, когда футболисты команды покупали возле метро пирожки с картошкой, кубики «Магги» и варили бульон, потому что в клубе не кормили. Много всякого было. Главная причина – отсутствие денег и смена собственника. Бывает, приходит новый руководитель, начинает обещать, как все хорошо будет. А через два-три месяца все повторяется с точностью – снова ничего не платили.

- А лучший для себя отрезок времени можешь назвать? 

- Это сезон, когда мы успешно выступали в Кубке УЕФА. Тогда очень себя уверенно чувствовал. За нашими защитниками (Папа Гуйе, Милан Обрадович, Виталий Бордиян, Александр Бабич) был как за каменной стеной.

- Через год не удалось пройти австрийцев. «Штурм» был сильнее? 

- Нет, сильнее они точно не были. Возможно, расслабил результат на выезде (1:1). За тот домашний матч нам очень обидно – не меньше, чем болельщикам. 100% - мы обязаны были выходить в групповой раунд.

- Саша, ты сыграл в еврокубках, дебютировал в сборной в зрелом возрасте. Волнение от нового уровня присутствовало? 

- Конечно, это совсем другие ощущения. Например, когда приезжаешь в Турцию к «Бешикташу» или в Португалию к «Бенфике». Волнение очень большое, а вот потом опыт делает свое дело, и по ходу игры с эмоциями справляешься.

- В сборной ты дебютировал в игре против литовцев на товарищеском уровне. Ждешь участия в официальных матчах? 

- Думаю, каждый украинский футболист, независимо ни от своего возраста, ни от статуса матча, мечтает надеть футболку национальной сборной. Поэтому рад дебюту, а что будет дальше, загадывать не буду.

- Следишь за статистикой собственных выступлений? 

- Скажем так, интересуюсь. Сам подсчеты не веду, но из прессы, официальных программок к матчу могу почерпнуть нужную информацию. К тому же, если есть необходимость, все подробности можно узнать у Юрия Самуиловича Ландера, работающего долгие годы в клубе.

- Начинается новый сезон… 

- Как всегда, будем стремиться побеждать. А пока хочу поблагодарить мою семью, которая является источником моего вдохновения, ведь в успехах Александра Горяинова на футбольном поле значительная доля их стараний. Это родители – Вера Федоровна и Сергей Иванович, жена Неля, дочь София и сын Алексей.