Народ, старательно и последовательно отметив Новый год, за ним Рождество, а затем старый Новый год, теперь поступает в наркологические отделения на лечение. Некоторые вообще начали «заплыв» еще с 19 декабря — Дня Святого Николая. Теперь медикам нужно очень постараться, чтобы расхлебать последствия затянувшихся праздников.

Январь особенно богат праздничными посиделками. Люди не озабочены выходом на работу и от всей славянской души предаются безудержному веселью. Но провоцируют развитие алкоголизма, собственно, не сами праздники, а сложившееся у некоторых мнение, что отмечать их нужно непременно бурно, истребляя баррикады бутылок. Я спросила у заведующей женским отделением областного наркологического диспансера Виктории Лобачевой, могут ли ее пациентки «допраздноваться» до Дня Победы, если их вовремя не остановить. Виктория Владимировна ответила, что если употреблять спиртное большими дозами, то до Дня Победы можно просто не дожить.
К сожалению, прекрасный пол по части «погудеть» от мужского не очень отстает. Для наркологов сейчас началась жаркая пора, и, к примеру, женское отделение областного наркодиспансера заполнено сейчас до отказа. В основном больные приходят сюда сами, почувствовав, что самостоятельно справиться с возникшими проблемами уже не могут. Во-первых, у них возникает состояние похмелья: слабость, стойкое нарушение сна и, что немаловажно, — непреодолимая тяга к спиртному. Как рассказывают Виктории Лобачевой пациентки, они уже и пить не могут, но чувствуют, что надо, потому что после очередного глотка на некоторое время наступает облегчение. Больные часто поступают в наркологический диспансер в достаточно тяжелом состоянии — даже с судорогами и галлюцинациями.
Маются, естественно, и внутренние органы пьющих, принимая на себя алкогольные удары. Чахнет печень: в первую очередь развиваются токсические гепатиты, которые способны открыть широкую дорогу циррозу печени. По словам Виктории Лобачевой, страдает и сердечно-сосудистая система: возникают алкогольные кардиопатиты. «Мы сталкиваемся и с токсическими энцефалопатиями, — рассказывает Виктория Владимировна, — поражением высших регистров центральной нервной системы».
Бытует представление, что алкоголизм у женщин неизлечим. Но Виктория Лобачева опровергает это мнение: «Женский алкоголизм лечится так же, как и мужской. Другое дело, что существуют особенности женского организма, которые могут провоцировать тяжелое течение болезни. Деструктивные процессы наступают в женском организме быстрее, чем в мужском. Фермент, который помогает организму защититься от воздействия алкоголя, женская печень вырабатывает в значительно меньшем количестве, чем мужская». Кроме того, считается, что женское тело содержит на 10% меньше воды, поэтому одна и та же доза спиртного, принятая внутрь, при пересчете на килограмм веса, отравляет женский организм гораздо тяжелее, чем мужской.
Есть мнение, что женщины, один раз решившись в трудный момент жизни «подлечиться» спиртным, очень часто становятся заложницами такой привычки защищаться от стрессов. Женщины более эмоциональны, чем мужчины, более склонны к депрессиям, поэтому стрессов у них как раз хоть отбавляй. Кроме того, сущность слабого пола такова, что женщины обожают драматизировать ситуацию: даже если причин для переживаний вроде бы не наблюдается, дамы все равно сочинят себе трагедию.
Но причины алкоголизма не только в специфике женской психики. У женского алкоголизма есть вполне весомые социальные причины: безработица, нестабильные заработки и неопределенность. Многие женщины не могут найти себе применения: новые рабочие места появляются в основном на рынках, а уж условия работы там самые что ни на есть располагающие к тому, чтобы однажды стать пациентом нарколога. На рынке мало кому в лютые холода не приходит мысль принять «для сугреву».
Женский алкоголизм — болезнь скрываемая. Если мужчина пьет почти демонстративно, то женщина всеми силами старается опьянение скрыть. Когда женщина не соглашается с теми, кто говорит ей, что она пьет слишком много или часто, — это верный признак того, что у нее развивается алкогольная зависимость. Вылечиться больным алкоголизмом больше всего мешает отсутствие желания. Наркологи жалуются, что женщины почти всегда попадают к ним в запущенном состоянии. Из страха перед позором они так долго могут скрывать свое пьянство, что к врачу приходят только тогда, когда прятаться уже невозможно и диагноз написан на лице. А между тем эффективность лечения, как и при других болезнях, напрямую связана с тем, насколько своевременно оно было начато.
«Мы живем в обществе, и сердобольность в нашей крови, — говорит Виктория Владимировна. — Если человек сам не ищет путей выздоровления — найдутся люди, которые помогут ему найти этот путь. Почти у каждого есть близкие, и они начинают бить тревогу после нескольких дней употребления спиртного нерадивым родственником. Иногда приходят на помощь соседи. Лишь бы человек не отказывался от этой помощи, потому что иногда болезнь заканчивается трагически».
Пьют и светские львицы, и нищенки. На диагнозе статус пациентки никак не отражается, а финал, если не лечиться, их ждет один и тот же.