Один из украинских самородков - 65-летний Алексей Северинский, проживающем нынче в американском штате Флорида, добился многомиллионной компенсации от компании «Тойота» за использование своего изобретения в ее новейших автомобилях.

В Штаты Северинский эмигрировал вместе с семьей в 1978 году. В активе ученый имел два диплома - Харьковского института радиоэлектроники и Московского института высокоточных измерений в радиоэлектронике и физике, а в кармане - всего 800 долларов.

Стоит отметить, что в конце 70-х Штаты впервые задумались о строительстве экономичных двигателей и использовании альтернативных источников энергии (тогда появились и первые попытки создать автомобиль на солнечной батарее). Молодой ученый-физик подметил тенденцию и занялся разработками: два десятка лет он потратил на создание концепции "гибридного" автомобильного двигателя, который состоял бы из электромотора и бензинового движка и позволил бы более чем в два раза экономить топливо.

В 1994 году Северинский запатентовал свое изобретение - "высоковольтную систему передачи электроэнергии". И долгое время обивал пороги автоконцернов с предложением наладить выпуск гибридов, но везде получал отказ.

Наконец в конце 90-х пришла мода на "сверхэкономичные" автомобили: нефть на мировых рынках подорожала, к тому же во многих странах национальное законодательство начало регламентировать уровень выброса газа СО2. И, по словам самого Северинского, компания "Тойота" вспомнила о нем.

"Это ключевое изобретение в гибридных автомобилях, которое делает их коммерчески конкурентными по сравнению с обыкновенными. "Тойота" через 10 лет после моего изобретения поняла, что без него нельзя сделать коммерческие авто", - рассказал Северинский.

"Тойота" использовала изобретение ученого, не имея на то разрешения. Во втором поколении моделей Prius компания поставила высоковольтную систему Северинского. Эти автомобили начали пользоваться бешеным спросом: всего в мире их продано уже под три миллиона.

Ученый, который к началу двухтысячных смог создать компанию по разработке автомобильных новшеств - "PAICE", подал в суд на японских автопроизводителей.

Украинец выиграл суд у "Тойоты": тогда речь шла о нарушении его прав как изобретателя технологий, использовавшихся при производстве предыдущих версий моделей Toyota Prius, Lexus RX400h и гибридных вариантов "Тойота Highlander". Компания Северинского тогда получила почти 4,3 миллиона долларов. Суд обязал ответчика выплачивать по 25 долларов за каждый проданный автомобиль. Но, по словам самого Северинского, этого было слишком мало.

"Если вы хотите продать гайку, то это очень большая компенсация. А если автомобиль - то маленькая", - пояснял он.

Судебная тяжба продолжилась. Она длилась 6 лет, и во вторник, за несколько часов до заседания суда, представители компании "Тойота" решили пойти на мировое соглашение и согласились с требованиями Северинского.

Теперь ежемесячные отчисления в пользу изобретателя составят 1,2 миллиона долларов, или по 98 долларов с каждого выпущенного автомобиля Toyota Prius. Но украинский изобретатель может продолжить суд уже с другими компаниями-автопроизводителями: его технология используется в "гибридных" автомобилях марки "Форд" и "Ниссан".

Отметим, что Северинский не единственный украинец, внёсший существенный вклад в развитие и совершенствование автомобилей. Ранее сообщалось, что украинский студент Виктор Филипченко, который учится на факультете автомобильного дизайна Scuola Politecnica di Design в Милане, вместе с коллегой Нельсоном Симосом наваяли очередной Ламбо-концепт под названием Cnossus.

Автомобиль назван в честь древнегреческого города. Парочку вдохновляла Lamborghini Countach, которая выпускалась в 1974-1990 гг, но его проект может стать лицом будущих поколений Ламбо.