Государственная граница стала надежнее. Сегодня пограничники проводят мероприятия по инженерному оборудованию рубежей: копают рвы и ликвидируют объездные дороги, устанавливают малозаметные преграды и другие «сюрпризы» для контрабандистов и нелегальных мигрантов.

И сегодня у харьковских пограничников — большой арсенал средств для борьбы с нарушителями, а в ближайшем будущем злоумышленникам зарабатывать на разнице цен в соседних государствах, а также на транспортировке наркотиков и оружия, станет еще труднее. По сравнению с ситуацией 15-летней давности, когда российско-украинская граница не была даже оформлена юридически (это случилось в 2003 году), сделан огромный шаг вперед. И останавливаться на месте никто не собирается.
Государственная погранслужба Украины начала демаркацию границы на местности. Устанавливаются соответствующие указатели и таблички на двух языках с таким текстом: «Внимание! Государственная граница Украины. Проход запрещен». Информационные знаки в количестве 400 штук расположены так, что «прозевать» их нельзя.
Пограничники усложняют контрабандистам жизнь и другими методами. Как сообщили представители Харьковского погранотряда, с начала 2006 года по состоянию на 17 мая оборудовано порядка 2,3 км рвов, 11 км контрольных полос, 110 метров малозаметных преград, 36 завалов, пять стационарных шлагбаумов и четыре наблюдательные вышки. Интересно, что в пограничной зоне со стороны Российской Федерации похожее дооборудование только начинается.
Следует уточнить, что речь не идет о сплошной яме вдоль всей границы. Есть местность, где только таким образом можно предотвратить проезд контрабандистов на нашу территорию или в противоположном направлении. Ров глубиной около метра и примерно такой же ширины не позволяет проехать даже популярным среди нарушителей УАЗам. Это касается и таких автомобилей, как МАЗы и КамАЗы, но сегодня контрабандисты отказываются от переброски крупных партий товара. Слишком велик риск потерять «нажитое непосильным трудом».
Начальник Харьковского погранотряда полковник Сергей Бидыло поделился интересной информацией на этот счет. По его словам, дополнительное оборудование границы не влетает в копеечку ни самим пограничникам, ни районным властям приграничных территорий. Тракторы и другая землекопательная техника частью имеется у самих пограничников, а частью ее выделяет местное самоуправление. Помогают техникой даже фермеры, потому что они заинтересованы в прекращении езды контрабандистов по их полям, расположенным в непосредственной близости от границы. Топливо тоже специально не покупается, а используется то, что имеется в наличии у погранслужбы или у тех же фермеров.
Что касается таких средств, как малозаметные преграды, то комплекты с ними остались еще со времен Советского Союза. Выглядят эти преграды как мотки обыкновенной проволоки, которую можно заметить лишь вблизи и в которой сразу же запутывается транспортное средство контрабандиста. Начальник Восточного регионального управления ГПС Украины Артур Горбенко сообщил об оборудовании пограничной полосы вертолетными площадками, приборами радиолокационного и визуального наблюдения.
Чтобы у злоумышленников было меньше возможностей заниматься своим «черным» делом, пограничники последовательно ликвидируют проселочные дороги, которыми можно воспользоваться. За нынешний год их уничтожено около 170. Поэтому, чтобы попасть на территорию соседней страны, контрабандисты иногда даже спиливают деревья.
С помощью уже созданной системы инженерно-технического контроля на участках застав Харьковского пограничного отряда в нынешнем году уже проведено порядка 35 задержаний. Общая стоимость выявленных при этом контрабандных товаров составила более 2 млн. грн.
Справка
За 14 лет существования Харьковского погранотряда пограничники задержали в общей сложности более 14 тыс. нарушителей государственной границы, пять тысяч незаконных мигрантов, контрабандных товаров на сумму свыше 55 млн. грн., около тонны наркотических веществ, 2000 единиц оружия и порядка 20 тыс. боеприпасов. Общая протяженность участков пограничных застав ХПО составляет 315,5 км, из которых около 7 км. — речная граница.