Гость «Прямой телефонной линии» – ректор Харьковского института бизнеса и менеджмента, доктор философии по экономике, профессор, академик Международной кадровой академии, академик Академии экономических наук Украины Михаил Иванович Бондаренко.

Новые правила поднимут престиж школы


Михаил Иванович, здравствуйте. Меня зовут Инна Павловна. В этом году появились некоторые новшества в правилах приема абитуриентов. Как вы их оцениваете?

– Изменения действительно есть. Во-первых, введена система учета школьных аттестатов по 200-бальной шкале. Это дало возможность поднять престиж школы. Потому что, когда ребенок понимает, что хочет стать, допустим, гуманитарием, он уже не желает учить в школе ни биологию, ни химию, ни астрономию, ни физику, ни математику, так как знает, что для поступления в вуз ему нужны история и язык. А учет баллов аттестата должен заинтересовать школьника в изучении всех предметов.

Во-вторых, новые правила приема дают возможность реализовать свое конституционное право человеку, который окончил школу до 2008 года. В прошлом и в позапрошлом годах при поступлении в вуз абитуриенту, получившему аттестат о среднем образовании, допустим, 10 лет назад, необходимо было обязательно проходить тестирование. Сейчас он выходит на вступительные экзамены.

В-третьих, сокращено количество вузов, куда можно подать документы. По информации прошлого года, дети сдавали документы в 60-70 высших учебных заведений. В этом году документы можно сдать в пять вузов по три специальности в каждом. То есть абитуриент в праве претендовать на одно из 15 мест.

А существует какой-то средний по вузам проходной балл?

– Проходной балл не устанавливается заранее: каждый вуз по каждой специальности формирует его в зависимости от конкурсной ситуации, количества выделенных бюджетных мест и числа абитуриентов. Каким он будет в этом году, станет известно только тогда, когда все выпускники подадут свои документы.

Но если ребенок набрал, к примеру, 800 баллов (максимум по трем профильным предметам плюс аттестат) – он уже наверняка студент. Абитуриент, набравший меньше баллов, тоже может претендовать на бюджетное место в зависимости от конкурса. За пределами конкурной черты ему «светит» только контракт или приватный вуз.

Здравствуйте, Михаил Иванович. Скажите, пожалуйста, изменились ли правила приема для льготников? Меня зовут Алла.

– В прошлом и позапрошлом году льготников на престижных специальностях было столько, что им мест не хватало. Родители «сделали» своих детей инвалидами, накупив им медицинских заключений. В этом году введена квота.

«Экономика без математики – что свадьба без музыки»


Здравствуйте Михаил Иванович. Меня зовут Сергей. Скажите, как вы относитесь к возвращению 11-летнего школьного образования?

– Архиположительно. Потому что при 12-летней системе образования дети оканчивают школу в 18-19 лет. Юноше нужно отправляться в армию, а девушка уже и замуж спешит. Им нужно раньше определиться с получением специальности. 11-летки вполне достаточно, чтобы подготовить детей по школьной программе. Чем моложе студент – тем он мобильнее, тем лучше он себя чувствует в студенческой среде. Я бы вообще к 10-летке вернулся.

Я много бываю за рубежом и знаком с опытом их 11- и 12-леток. Допустим, на Кубе ребенок 9-10 лет учится в средней школе, а дальше получает образование в профильной, то есть он «одной ногой» уже в своей будущей специальности. В этом случае 12-летка оправдана.

А как вы оцениваете уровень подготовки нынешних абитуриентов?

– Школьная подготовка «хромает». В наш вуз поступает много детей из области, а в сельских школах – большие проблемы с педагогами. Особенно слабо абитуриенты подготовлены по математике и иностранному языку. А ведь экономика без математики – что свадьба без музыки. Но я с гордостью могу сказать, что педагоги нашего института разработали специальную методику, благодаря которой за два года, к третьему курсу, мы выравниваем знания наших студентов по математике.

Подготовительные курсы не дают льгот


Михаил Иванович, добрый день. Елена беспокоит. Моя дочь еще школьница, но мы уже задумываемся о ее будущей профессии. Скажите, каких специалистов готовит ваш вуз?

– Мы готовим специалистов по пяти специальностям: «Финансы и кредит», «Учет и аудит», «Маркетинг», «Менеджмент организаций» и «Управление персоналом».

Здравствуйте. Константин Сергеевич беспокоит. Мой сын в следующем году оканчивает школу. Михаил Иванович, есть ли в ХИБМ подготовительные курсы?

– В нашем вузе есть лицензированные подготовительные курсы, рассчитанные на 100 человек. Работают они с 1 октября до 1 мая по адресу: пл. Свободы, 6. И дети, которые учатся в выпускном классе, могут приходить и заниматься у нас.

Играют ли они роль при поступлении в институт?

– Раньше, по правилам приема, выпускнику подготовительных курсов выпускные экзамены мы засчитывали как вступительные. И набирали до 80% первокурсников. Правила приема 2008 года убрали какие-либо льготы для выпускников подготовительных курсов при поступлении в вуз. Я считаю, что вузы от этого только пострадали – у них отобрали возможность работать с детьми, которых учебное заведение готовило целый год. Сейчас новый министр образования потихоньку восстанавливает утерянные права подготовительных курсов. Я убежден, что в следующем году они будут возобновлены.

Здравствуйте, Михаил Иванович. Моя племянница в следующем году приедет из Лозовой поступать в ваш вуз. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас общежития, не будет ли проблем с поселением?

– Проблем не будет. У нас все иногородние дети обеспечиваются жильем. Вуз имеет свое общежитие, кроме того, мы арендуем общежития в государственных вузах.

Если по профильному предмету меньше 124 баллов...


Здравствуйте. Петр Федорович беспокоит. Михаил Иванович, меня как деда абитуриента интересует такой вопрос: а ваши дети или внуки учатся в вузе, которым вы руководите?

– Дети у меня уже великовозрастные. В свое время они получили государственное образование. Но я с большой гордостью могу сказать, что первая моя внучка Таня окончила мой институт с отличием по специальности «Бухгалтерский учет», поработала в фирме в области бухгалтерии и аудита, а сейчас занимается воспитанием детей. А внук Мишка пожелал быть строителем и пять лет тому назад поступил в строительный университет. Но по ходу ему еще захотелось получить специальность и в институте, которым руководит дед. В этом году он получил уровень бакалавра по специальности «Менеджмент организаций» в моем вузе.

Михаил Иванович? Добрый день. Я – мама абитуриента этого года, Наталья Ивановна. Подскажите, пожалуйста, если в приемную комиссию обратятся дети с документами, где по одному профильному предмету балл ниже 124, что вы ответите?

– По правилам приема, если у абитуриента любой из профильных предметов (например, в нашем вузе – английский, история и математика ) ниже 124 баллов, мы не имеем права принимать его в вуз. Таким образом, ребенок теряет право поступить в украинское высшее учебное заведение. Но...

Сейчас в Харькове создан центр, через который российские вузы набирают тех, у кого балл одного из профильных предметов ниже 124. Так что в этом случае мы рекомендуем абитуриентам, дабы не терять год, идти в российский вуз. На дистанционной форме они учатся год, а затем, по соглашению между Россией и Украиной, академсправка, выданная российским вузом, признается нами. И мы можем такого студента брать к себе на учебу.

Например, у меня в московском гуманитарном университете учатся 20 человек. Они получают академическую справку, я ее признаю, мы выравниваем учебные планы и зачисляем их на второй курс.

На стажировку – за границу


Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Михаил Иванович, можно ли у вас получить второе высшее образование?

– Второе высшее в ХИБМ можно получить по трем специальностям: «Финансы», «Маркетинг» и «Учет и аудит» с выдачей государственных дипломов. Срок обучения - 2,5 года.

А возможна ли после окончания вашего института стажировка за границей?

– Возможна. У нас заключены прямые договора с Америкой, Хорватией, Китаем, Румынией, Польшей. Стажировка длится и шесть месяцев, и год, и два – в зависимости от договоренности с иностранным вузом. Но попасть туда можно лишь при условии серьезной компьютерной подготовки и знания иностранного языка. К сожалению, учебный план не дает возможности обеспечить соответствующую подготовку. Поэтому мы организовали в вузе специальную группу с углубленным изучением английского и немецкого языков, а также компьютера. Для занятий со студентами по этой программе мы приглашаем специалистов – носителей языка – из Австралии, Швеции, Германии, которые не говорят на русском.

Михаил Иванович, добрый день. Меня зовут Марина Валентиновна. Моя дочь собирается поступать в ваш вуз. Я слышала, что ваши студенты могут принимать участие в международных образовательных программах.

– Мы очень эффективно работаем с Турцией и Хорватией. В прошлом году в Турции побывало больше 20 наших студентов, причем по всем специальностям. Они проходят там практическую подготовку в области экономики и туризма – за счет Турции. Ребята очень довольны. Во-первых, им удается неплохо заработать – на первом году около 1000 долларов привозят. На втором и третьем – уже по персональному приглашению турецкой стороны – за три месяца зарабатывают почти втрое больше.

А по каким критериям отбираются студенты — участники этих программ?

– В марте приезжают турки и сами отбирают студентов – по уровню учебной подготовки. С Хорватией немножко проще – достаточно знания английского языка и желания студента. В эту страну мы отправляем наших ребят в так называемую летнюю школу на 2-3 месяца.

Третьекурсники зарабатывают на обучение сами


– Здравствуйте, Михаил Иванович. Светлана беспокоит. Котируется ли диплом вашего вуза за рубежом?
– Если говорить откровенно, украинский диплом вообще не очень-то признается за рубежом. Но у нас, помимо украинского диплома, выпускник имеет возможность получить так называемый евродиплом, который дает нашим специалистам право трудоустроиться более чем в ста странах мира.

Михаил Иванович, добрый день. Мой внук в этом году окончил ваш институт. Но до сих пор не трудоустроен. Галина Константиновна меня зовут.

– Ваш внук должен прийти ко мне и мы разберемся в ситуации. В этом году 350 человек получили дипломы специалиста – и все трудоустроены. Мы студентов устраиваем на работу начиная с третьего курса – с этого времени у наших ребят начинается практика на предприятиях, фирмах, в банках. И, как правило, работодатели «разбирают» всех моих студентов, которые были у них на практике. Более того, начиная с 3-го курса многие мои студенты сами зарабатывают себе деньги на образование.

Михаил Иванович, здравствуйте. Скажите, готовит ли ваш вуз магистров? Меня зовут Дмитрий.

– У нас третий уровень аккредитации – мы готовим бакалавров и специалистов. Магистров из наших студентов готовят вузы, с которыми у нас заключен договор о сотрудничестве – ХНУ им. В.Н. Каразина, национальный экономический университет, президентский университет, белгородский университет. Аспирантов мы тоже готовим на договорной основе в основном с каразинским университетом.

В ваш институт собирается поступать мой сын, поэтому меня волнует вопрос: есть ли в вузе военная кафедра?

– Есть – мы работаем с военным университетом на договорной основе. Но сейчас военная кафедра не пользуется популярностью, потому как в армию попасть сегодня не так уж и легко – очень жесткий отбор. Кроме того, получить звание младшего лейтенанта на военной кафедре – недешево: за два года нужно заплатить около 20 тысяч гривен. Поэтому идут туда сейчас единицы. Но наши студенты пользуются правом отсрочки от армии – пока не окончат вуз.

Личное дело


Бондаренко Михаил Иванович родился 20 октября 1935 года в селе Парасковья Староверовского района Харьковской области. После окончания семи классов три года работал в совхозе «Борки» Змиевского района.

С 1954 по 1957 год служил в Советской Армии. 1957-1959 гг. – работал на Кременчугской обувной фабрике, параллельно учился в вечерней школе. 1959-1964 гг. – студент ХГУ им. Горького. 1964-1966 гг. – аспирантура. С 1966 г. – проректор ХГУ, преподаватель кафедры политической экономии. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1969 г. – старший преподаватель, доцент. 1975-1979 гг. – советник ректора Гаванского педагогического института (Куба). 1983-1989 гг. – декан подготовительного факультета для иностранных граждан ХГУ. 1989-1991 гг. – секретарь партийного комитета университета. 1990-1996 гг. – декан экономического факультета университета. С 1992 г. – ректор Харьковского института бизнеса и менеджмента.

Женат, воспитал двух сыновей, обожает своих пятерых внуков и двух правнуков.