В Госпроме – в самом сердце конструктивизма – открылась выставка Сергея Новикова под названием «Дух конструктивизма». Автор уверяет, что это совпадение случайно.

По его словам, он не собирался точь-в-точь соответствовать стилю площади: это было бы примитивно – писать работы «в лоб», говорит Сергей Никитин. Тем не менее выставка созвучна Госпрому.

– Конструктивизм – это аскетизм, прямые понятные линии, очень простые формы: треугольник, параллелепипед, – говорит автор. – Но, как уверяли древние, простоту создать очень сложно. Я подумал: к нам привозят зарубежных мастеров, но неужели у нас, в том числе и в Харькове – на родине конструктивизма, нельзя создать что-то интересное?

В экспозиции – три десятка работ. Сюжеты появились на свет из авторских впечатлений, из литературы, а есть и «картинки» из его снов. В первом зале – сдержанная, жесткая и сразу врезающаяся в глаза и мозг пацифистская работа «Помирились»: два окровавленных солдатских тела в камуфляже, рядом с ними валяется уже ненужное оружие. Они смогли примириться, только уничтожив друг друга. Теперь они абсолютно равны, выглядят вполне миролюбиво и, может быть, станут закадычными друзьями – но только на том свете. Еще одна «пятнистая» картина – «Диана-охотница»: очень современная богиня охоты в камуфляжной форме.

– Камуфляж ассоциируется у нас с оружием, но моя Диана в вечернем платье, – рассказывает живописец.

Дерзко, динамично и немного агрессивно. На кого устраивает охоту современная богиня Диана в вечернем наряде из камуфляжной ткани, художник не раскрывает – оставляет право додумывать и фантазировать своему зрителю.

Один из любимых персонажей Сергея Новикова – не находящий себе покоя великий Гоголь: символ сомнений, двойственности миров, вечной борьбы между светом и тьмой. Не спокойны и пейзажи Сергея Новикова – деревья на берегу Днепра. Их кряжистые корни из последних сил цепляются за берег, который размывает могучее течение. Есть о чем призадуматься и нам, теряющим почву под ногами, забывающим о своих корнях.

– Некоторые деревья выживут, а потерявшим свои корни придет конец, – делится автор.

Сергей Новиков принципиально не дает ответов, не доводит мысли до конца, не навязывает своих выводов. Он предоставляет каждому из нас право выпустить на волю собственные ассоциации, подключить житейский опыт и «дорисовать» картину.

– Пусть зритель додумает свое, – не претендует на роль «последней инстанции» художник. – Может, у него получится осмыслить работы лучше, чем у меня. Я хочу, чтобы зритель участвовал в этом процессе. Мне кажется, что в этом заключается суть современного искусства.

Выставка «Дух конструктивизма» продлится до 18 августа.