«Вим"я культури» — где хотите, там ударение и ставьте. Под таким вот двусмысленным названием на прошлой неделе в Харькове прошел молодежный фестиваль актуальной культуры. Основная идея: показать, что мыльными операми, книжицами в «розовых» обложках, милой сердцу попсой и другими проявлениями «массовой культуры» культура в Украине, собственно говоря, не ограничивается. Самое интересное в ней зачастую остается «за кадром». На протяжении трех дней молодые режиссеры, литераторы, музыканты и художники показывали харьковчанам свое искусство. Подобная акция в Харькове проходила впервые.

В оригинальном и на первый взгляд шокирующем названии фестиваля скрыта аллегория. Вымя, как вы сами понимаете, часть коровы. Корова же для многих народов всегда была животным священным. В данном контексте корова — олицетворение украинской культуры. Для некоторых — это объект поклонения и обожествления. Для иных — великолепный объект для «выдаивания» бренного метала, чем сегодня практически и занимается наш родной шоу-бизнес. С другой же стороны, любой творческий человек и есть тем самым «выменем культуры», которое выдает конечный продукт в виде искусства. А стало быть, несколько эпатажное название вполне оправданно, к тому же ярко и оригинально.
Идея сотворить подобное действо пришла в голову двум харьковским девушкам — Алине Ханбабаевой и Екатерине Курашовой, которым не очень нравилось лицезреть то, что происходило на различных культурных мероприятиях и тусовках. «Ты просто не видишь того, что ожидал увидеть, — рассказывает Катя Курашова. — Хочется, например, альтернативного кинопоказа. А последний был в рамках фестиваля «Французская весна в Украине». В основном же в кинотеатрах идут крупнобюджетные фильмы с, извините, «никаким» сюжетом и такой же идеей».
Посмотрели девушки на все это и решили, что нужно соорудить нечто — в полную противоположность тому, что сегодня активно читается, прослушивается и пишется. К тому же хотелось показать харьковчанам, что и у нас в городе есть молодые талантливые художники. На государство надеяться в этом плане могут только очень уж наив-ные люди, считает Алина Ханбабаева. Пришлось заниматься «самопопуляризацией», находить спонсоров, тратить время и силы на подобные «приятные» вещи. Правда, на предложение организаторов спонсоры откликались вяло: фестиваль-то не коммерческий, его как следует и не «подоишь». А вот с участниками фестиваля проблем не было: находились сами и сразу. Сложно сегодня в одиночку за-явить о своем существовании, а «гуртом и батька легше бити». Активнее же всего, по словам Алины, откликались киношники. Им-то и был посвящен первый день фестиваля.
День первый. Киношный
Тринадцать студенческих короткометражек за несколько часов просмотра — и вы фактически в курсе того, что волнует и о чем снимают сегодня актуальное современное кино. Проходил показ, конечно же, в «Бомере». И желающих все это увидеть было, прямо скажем, немало. Опоздавших ждали «элитные места в партере» — прямо на полу, что, впрочем, никого особенно не смущало. Режиссеры картин — студенты нашей Академии культуры и Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Сами же картины — курсовые и дипломные работы студентов-режиссеров. Прежде чем показать картину, ее нужно снять — ну, я так по-старинке привыкла считать. А вот в Харьковской академии культуры считают, по всей видимости, как-то иначе: «По идее, все мы должны снимать фильмы в качестве курсовых и дипломов, — рассказывает один из организаторов кинопоказа режиссер Дмитрий Авдеев. — Кто-то их делает, кто-то нет. И не потому, что они плохие режиссеры, а потому, что нет возможности это делать. Камера — это очень дорогая вещь. Кафедра нам их не предоставляет». Ну что ж, если кафедра не предоставляет — значит достанем, купим, а кино все-таки снимем и показать попробуем. Руководствуясь вот такой нехитрой логикой, примерно год назад в Харьковской академии культуры образовалась инициативная группа молодых режиссеров. Это уже третий их «самопальный» кинопоказ. Первый был год назад в том же «Бомере», потом в Донецке, а теперь вот — в рамках фестиваля.
Молодые режиссеры снимают фильмы на самые разно-образные темы, прежде всего на те, которые их самих волнуют. Например, кино Дмитрия Авдеева «По народным тропам» — о том, как мы сначала тратим немалые деньги на возведение памятников, а потом мы же, молодежь, их и изгаживаем. Вот такой вот «культурный» срез.
Следующая картина, о которой хотелось бы рассказать, противопоказана к просмотру людям с ранимой психикой и глубокой моралью. Да и не нужно, наверное, себя насиловать и пытаться расширить собственное сознание. Тем же, кто не боится разговора на шокирующие темы, а ханжество не мешает смотреть на некоторые вещи более широко, картина должна понравиться. Итак, называется кино «Пальцы», режиссер Александр Ковтун. Кино, мягко скажем, о разных взглядах на нетрадиционный секс. О том, как все вокруг его отрицают, а на самом деле им же и занимаются. Сюжетная линия незамысловата: две девушки-пустышки беседуют в кафе о прочитанной недавно в глянцевом журнале статейке, в которой кто-то кому-то в знак большой любви откусил пальцы. Постепенно разговор заходит об оральном сексе и о том, как же это противно. К разговору присоединяется официант, потом администратор, потом еще какие-то люди. В конечном итоге беседа уходит в область абсурда. В конце — условный взрыв. Вывод: многие проблемы, которые сегодня обсуждаются молодежью на каждом шагу, зачастую просто высосаны из пальца. Чтобы народ задумался о собственном ханжестве и ограниченности, считает Александр Ковтун, его нужно шокировать, дабы привлечь внимание. Отсюда и такая «скандальная» форма подачи. Если же какая-нибудь из подобных девочек-пустышек, посмотрев картину, увидит там пародию на себя и обидится, а обидевшись, задумается над тем, чем она живет, — значит фильм попал в десятку, считает Александр.
Не менее шокирующей будет и следующая картина, которую собирается снимать Александр. О том, как наивная девушка, влюбившись не в Человека, а в определенную картинку, в конечном счете становится проституткой. Называться картина будет «Черно-белая любовь».
«Я бы не снимал такую работу, если бы у нас было все хорошо, — рассказывает режиссер. — Я бы снял кино о чем-то прекрасном, вечном, добром».
Пока же в стране хорошо далеко не все, и снимают молодые художники кино, в котором пресловутое общество может увидеть себя как в зеркале.
Не все фильмы были столь шокирующими. Например, работа Евгения Жебко под названием «Хармс» рассказывает о трагедии писателя, которого при жизни не понимали и не принимали. Автор намекнул на то, что и сегодня подобных жизненных историй предостаточно.
Вот такое вот в «Бомере» получилось интересное кино.
День второй. Литературный
Во второй день фестиваля поклонников актуального искусства ждала литературная тусовка, которая проходила, конечно же, в Литературном музее. Вернее, в его дворике. Уже при входе туда красовалась фотоинсталляция харьковского художника Василя Незабаром, которая напоминала, для чего здесь сегодня собрались. Состояла инсталляция из фотоколлажа, на котором в разных видах представлено вымя (если его можно так назвать) всех времен и народов: женское, мужское и вовсе коровье. Никакого эпатажа в этом нет, уверяет Алина Ханбабаева: «Фотоинсталляция делалась не ради эпатажа, а ради визуализации нашей концепции».
Для Василя Незабаром это первый эксперимент такого рода. До этого в жанре «ню» работать как-то не приходилось. Но чего ради искусства не сделаешь, тем более что поиск «моделей» был интересен сам по себе: «Как вы сами понимаете, в Харькове корову найти проблематично, — рассказывает Василь. — Вот и приходилось ездить по окрестным селам, выискивая подходящий типаж. С человеческими моделями было полегче. За ними бегать не нужно было». Фото-
художник потратил на это дело три пары выходных — и визуализация основной идеи фестиваля готова.
На импровизированной сцене в этот вечер медитировали молодые харьковские поэты и писатели: Сашко Ушкалов, Лала Багирова, Татьяна Дерюга, Олег Коцарев, Катрина Хаддад и Валерия Осипова.
Пишут современные поэты на те же самые темы, которые были актуальны во все времена, считает Катрина Хаддад, и ничего с тех пор не изменилось: «Всех всегда волновало одно и то же. Каждый пишет о том, что он видит, а видят все одно и то же. Просто по-разному». Катрина пишет о разных ситуациях и людях и одно может утверждать совершенно точно: ничего никогда не придумывает.
Темы поэтов — самые разнообразные: о любви (во всех ее проявлениях), о дороге, о том же сексе, о наркотиках. Правда, об алкоголе стали писать меньше, он как-то потерялся среди современных проблем. Никаких тематических табу сегодня не существует, однако о проблемах села «что-то не пишется», делится Олег Коцарев.
У молодежи не ладятся отношения с Союзом писателей Ук-раины. «На мой взгляд, у Союза писателей несколько другой стилистический подход к литературе, — рассказывает Олег Коцарев. — Поэтому на данный момент я не вижу возможности найти с ними общий язык. Но это не значит, что я имею к ним какие-то претензии. Как по мне, это очень хорошо, что в наше время уживаются такие разные вещи, как Подеревянский, Союз писателей и Олег Коцарев».
Ну и слава Богу, что существуют и уживаются. И что у современного читателя наконец-то появился выбор. А о вкусах, как говорят, не спорят.
Есть у Алины Ханбабаевой и Кати Курашовой одна простенькая мечта: проводить подобные фестивали не раз в год, а почаще. Дабы не забывали массы о той «священной корове», без которой жить, согласитесь, как-то тускловато, а если честно — так и вообще тоскливо.