Из зала слышались энергичные команды на японском языке, выкрики, звуки прыжков и ударов.


Открыв дверь, переступаю порог и оказываюсь... в средневековой Японии. Облаченные в диковинные доспехи шесть воинов, сражающихся на мечах, увидев меня, вежливо поклонились и предложили присоединиться. Так я на один вечер стал седьмым самураем.



Японское искусство владения мечом – кендо (что в переводе с японского кендо означает «путь меча») – для Украины новый вид спорта, но желающих овладеть самурайским искусством с каждым днем становится все больше.

– В кендо очень много внимания уделяется одежде, этикету и манере поведения, – рассказывает мой сенсей, президент Харьковской областной федерации кендо Константин Стрижиченко. – Осанка всегда должна быть прямой – это рождает уверенность и самоуважение. Кроме того, надо учиться сохранять спокойствие, что бы не делал соперник. Человек, который занимается кендо, постепенно переносит навыки полученные на тренировках, в жизнь – становится более аккуратным, уравновешенным, начинает спокойнее относиться ко всяким внештатным ситуациям.

В самурае все должно быть прекрасно


Как оказалось, обучение кендо начинается с умения... одеваться. Правильно одеть доспехи – дело весьма непростое, делать это нужно аккуратно и строго по правилам. В самурайском облачении все имеет важный смысл, даже складок на штанах–хакаме должно быть семь, и каждая из них находится в определенном месте, ведь они символизируют главные самурайские добродетели.



Первая моя попытка правильно завязать бантик на хакаме была забракована, но через 15 минут мне таки удалось соорудить ровный, строго горизонтальный бантик. Однако после этого, дабы ускорить процесс, меня начали одевать более опытные бойцы – пока меня закутывали и подвязывали, я лишь успевал поддерживать всевозможные ленты и шнурочки.

Одежда оказалась очень удобной – после узких джинсов широкие самурайские брюки давали ощущение полной свободы. Противоположные чувства возникли после того, как на меня надели шлем. Слабая шея отказывалась держать утяжеленную голову, и она болталась, как у игрушечной собачки на приборной доске автомобиля. Облачив по полной программе, мне дали в руки синай – бамбуковый прототип боевого меча катаны, и я отправился постигать самурайскую науку.

За поражение нужно благодарить соперника


Первое, что бросается во время тренировки, – тотальные вежливость и уважение. Хваленые английские джентльмены по сравнению с самураями – дикие и некультурные люди. Ведь трудно представить, чтобы лондонский денди на тренировке по боксу перед тем, как ударить излюбленным хуком в челюсть, кланяется сопернику и предупреждает его, как и куда он ударит. А вот кендоисты ведут себя именно так. Перед началом спарринга – поклон и уважительное приветствие, после чего самурай во время удара выкриком сообщает, куда именно он бьет.

– В кендо к поединку совсем другое отношение, нежели в западных видах спорта, – рассказывает Константин. – Здесь принято всегда благодарить за поединок, при этом считается, что поражение лучше победы. Ведь благодаря проигрышу можно проанализировать ошибки и стать лучше.

Кендо помогает развивать внутреннюю силу


Я кланяюсь сопернику, занимаю боевую стойку – и мы начинаем по очереди отрабатывать удар в мэн, то есть в голову. Кстати, японская пословица гласит, что кендо начинается и заканчивается с рубящего удара по голове. Получается у меня, мягко говоря, не ахти. Такое ощущение, что я машу топором или оглоблей, но уж никак не самурайским мечом.

«Крикни», – командует сенсей. Из моих уст вырывается нечто похожее на вопль человека, испугавшегося в темной подворотне выпрыгнувшей из мусорного бака кошки. «Сильнее, громче и уверенней», – наставляет Константин. После десятка проб, поборов внутренние сомнения в странности сего действия, я наконец исторгаю подобие боевого клича. «А теперь крик и удар», – говорит учитель. Удивительно, но «криковая» терапия благотворно сказывается на моей технике – удар получается сильнее и резче.



– Кендо помогает развивать внутреннюю силу, – рассказывает Константин. – Здесь самое главное – не филигранная техника, хотя она, конечно, тоже важна. Гораздо важнее работа с духом. Это искусство «очищает» сознание от лишнего «мусора» и способствует воспитанию и укреплению боевого духа. Поэтому в японской полиции обязательно изучают дзюдо и кендо. Благодаря первому совершенствуют физическую форму, а с помощью кендо воспитывают духовную, ментальную составляющую.

Проведя краткий курс ударов, сенсей предлагает мне поспарринговаться с другими учениками. Первые поединки проигрываю вчистую, но потом, немного освоившись и выработав тактику контратак, начинаю проводить ответные удары. После спаррингов с каждым из учеников отправляюсь в раздевалку снимать самурайское облачение.

В зал возвращаюсь уже как простой зритель, чтобы посмотреть как фехтуют мастера. Счет в бою опытных кендоистов идет на секунды. Ведь один из главных принципов этого искусства – умение оценивать ситуацию и действовать быстрее соперника.

– В Японии кендо начинают заниматься в 6 лет, – рассказывает Константин Стрижиченко. – У нас же приходят учиться в основном взрослые. И в этом есть свое преимущество, поскольку здесь самое главное – не физические навыки и умения, важно быть внутренне готовым к тренировкам. И неважно сколько вам лет – 30, 40 или 50, ведь кендо – это формирование жизненной позиции, ориентированной на долгий упорный труд. А успех обязательно придет – и в кендо, и в жизни.