Качество 57% бензина, продающегося на харьковских заправках, не соответствует нормам, утверждают специалисты «Института потребительских экспертиз».

По словам директора института Юрия Чернобривца, исследование проводилось около месяца назад на 30 АЗС. Эксперты покупали два литра самого популярного бензина марки А-95. Десять проб было взято на городских заправках, десять – в райцентрах и десять – на главных трассах области. Исследование топлива проводилось по пяти параметрам: на октановое число, содержание бензола, серы, ароматических углеводородов и фракционный состав.

– Около 30% заправок области продают бензин, который не соответствует даже ДСТУ 2001 года, – комментирует директор института. – 27% находятся на грани этого стандарта, поэтому качественным этот бензин мы не считаем. 30% заправок продают топливо, которое соответствует украинским стандартам, и только 13% АЗС торгуют бензином, соответствующим стандартам Евро-4 и Евро-5.

Эксперты проверили бензин самых крупных сетей АЗС, которые формирует харьковский рынок топлива. При этом бензин в районных центрах хуже, чем в Харькове. По словам Юрия Чернобривца, мониторить качество топлива должен Госпотребстандарт, однако он ограничивается лишь проверкой разрешительных документов у владельцев АЗС. Кроме того, официальная процедура проведения экспертизы сводит на нет объективность такого исследования.

– Существует специальный ГОСТ о том, как нужно брать пробу бензина с заправки, рассказывает эксперт. – Согласно ему, сотрудников заправки нужно уведомить о том, что будут брать пробу, за 10 дней. Брать бензин нужно не из пистолета, а со дна, середины и верха резервуара. Мы же приезжаем и покупаем на заправке два литра бензина, заливаем в специальный резервуар, берем чек. Один литр отправляется на экспертизу в лабораторию Киевского автомобильно-дорожного института, второй храним как доказательство нашей честной работы.

Эксперт рекомендует автомобилистам по возможности покупать бензин на крупных АЗС, которые дорожат репутацией своего бренда и стараются продавать топливо соответствующего качества. А вот мелкие заправки в погоне за заработками могут торговать «бодяжным» топливом.

– Я не знаю, как именно они «бодяжат» топливо, но подозреваю, что это делается на всех этапах от нефтебазы до АЗС. Директора заправок, как правило, оказываются хорошими химиками, они добавляют в бензин определенную смесь, при этом увеличивается октановое число, но зашкаливают экологические показатели – содержание серы, бензола и так далее, – отмечает Юрий Чернобривец.

На сегодняшний день эксперты проверили более 200 заправок в семи областях Украины. Из них самый некачественный бензин продают в Винницкой области, а самый лучший – в Одесской. Харьковская область оказалась в середине списка. Закончить исследование эксперты планируют до конца октября. После этого будет создана карта качества бензина.