Гость «Прямой телефонной линии» – директор Харьковского государственного цирка Алексей Житницкий.

Харьковский цирк будет носить имя Фреда Яшина


– Здравствуйте, меня зовут Владимир. Алексей Анатольевич, вы когда-то говорили, что собираетесь создать музей цирка. Скажите, как продвигается работа в этом направлении?

– Добрый день. У нас был музей, точнее, экспозиция в фойе на втором этаже, посвященная столетию Харьковского цирка. Однако мы были вынуждены ее демонтировать. Дело в том, что она была неудачно организована – это были горизонтальные столы. К сожалению, в 90-х годах культура зрителей оставляла желать лучшего, и на экспонаты ставили сумки, люди могли развернуть там пакетики с бутербродами, перекусить на стендах, выпить, даже покурить и потушить потом сигарету. Поэтому мы были вынуждены демонтировать экспозицию. Стенды сохранились и висят за кулисами в рабочих коридорах цирка.

Кроме того, мне недавно передали архив бывшего директора Харьковского цирка Фреда Дмитриевича Яшинова. Это уникальные фотографии артистов, которые составляли славу отечественного цирка в период с 20-х до 50-х годов. Кроме того, собрано много интересных сведений о жизни Харьковского цирка, о его истории.

Так что нам есть что показать зрителям, и создание музея – одна из интересных для нас задач. Самый первый и единственный музей в СССР с 30-х годов существовал при Ленинградском цирке. Но на хорошую экспозицию нужно потратить существенную сумму, а для нас последние полтора года были очень сложными, впрочем, как и для всей страны. Мы выживали как могли, но старались показывали хорошие программы, выплачивать вовремя зарплату артистам, закупать корма для животных. Как только у нас появится возможность, обязательно появится музей Харьковского цирка.

– А как обстоят дела с установкой памятника Ирине Бугримовой?

– В 2003 году была переименована площадь, на которой находится цирк, и дали ей имя легендарной дрессировщицы. В начале двухтысячных годов в Харькове практически никто не знал, кто такая Ирина Бугримова. Но сегодня это имя снова на слуху. И сейчас мы хотим, чтобы харьковчане узнали еще об одном человеке, жизнь которого неразрывно связана с историей нашего цирка. Я говорю о Фреде Яшинове, который руководил Харьковским цирком 52 года. Думаю, через пару месяцев будет решен вопрос о присвоении цирку имени Фреда Дмитриевича.

Что касается памятника Ирине Бугримовой, то еще в 2004 году перед цирком была создана большая клумба, посреди которой и планируется поставить скульптуру. Мы получили разрешение городских властей, и на сегодняшний день скульптор Сейфаддин Гурбанов сделал семь вариантов памятника и разрабатывает еще один. Мне понравилась работа этого скульптора – он смог очень динамично и красиво запечатлеть пластику львов, очень реалистично изобразил саму Ирину Николаевну, даже узор на ее венгерке идентичен тому, который был в жизни. Так что мы готовы установить памятник. Однако сегодня не работает подземный переход на площади, и фонтан, который находится сбоку, не работает. Ставить в такой ситуации памятник, на взгляд городских властей, нецелесообразно. Поэтому только после того, как городские власти проведут реконструкцию фонтана и перехода будет решен вопрос о сроках установки памятника Ирине Бугримовой.

«Низкопробный балаган отравляет души людей»


– Добрый день, Алексей Анатольевич. Меня зовут Елена. Я слышала, будто бы в цирке слонов поят пивом, чтобы они не проявляли агрессию. Правда ли это?

– О том, чтобы слонов поили пивом, я не слышал. Но вот зимой, особенно во время переездов, когда нужно вывести животных из теплого здания на мороз, чтобы потом завести в специальный слоновоз, дрессировщики подпаивают слонов водкой или кагором. Небольшие дозы спиртного разбавляют в ведре с водой, поэтому слоны сильно не пьянеют. Это делается для того, чтобы кровь животных начала более интенсивно циркулировать и благодаря этому они могли лучше справиться с холодом, не подхватив простуду. А с агрессией животных дрессировщики справляются другими методами, и алкоголь здесь ни при чем.

– В продолжение темы о переездах: как вы относитесь к передвижным циркам-шапито?

– Для меня цирки-шапито – это больной вопрос, который вызывает очень много негативных эмоций. В первую очередь такие цирки часто угрожают безопасности зрителей, которые приходят на представления. Ведь шапито – это брезентовая палатка, которая снимается и ставится в течение двух часов. При этом монтаж конструкций осуществляется, мягко говоря, не совсем надежно. По сути, это ловушка – деревянные сидения и натянутый сверху брезент, зачастую не пропитанный противопожарной смесью, могут вспыхнуть при малейшем возгорании, а сильный шквал с легкостью разрушит всю конструкцию. И людям, которые находятся в шапито, выбраться из этого сооружения будет крайне сложно. Получается, что, отправляясь на представление с детьми, люди подвергают себя и их опасности.

Не лучше и положение животных в шапито. В Мариуполе один горе-предприниматель закрыл верблюда в железном вагоне и уехал. Только на шестой день сторож случайно услышал, что там находится животное, и его спасли из железного плена – оно почти неделю простояло на жаре без воды и пищи. Ну, а о том, что произошло в частном передвижном зверинце «Маугли» в Северодонецке со львом Симбой, знают все.

Поэтому я считаю, что частные цирки и зоопарки нужно очень серьезно контролировать. Причем следить необходимо и за безопасностью, и за отношением к животным. Кроме того, хорошо бы создать художественный совет, который будет просматривать программы, демонстрируемые в таких цирках. Ведь низкопробный балаган так же отравляет души людей, как плохая колбаса – организм человека. Но почему-то на колбасу существует ГОСТ и можно наказать предпринимателя за то, что он сделал продукт, не соответствующий стандартам, а вот за то, что люди показывают плохие программы, никого не наказывают. Поэтому, на мой взгляд, цирки-шапито опасны и для физического, и для духовного здоровья. Сейчас их по Украине разъезжает около полусотни. Но я надеюсь, что государство обратит внимание на эту проблему.

Новый сезон откроется «Цирком на воде»


– Здравствуйте, Алексей Анатольевич. Вас беспокоит Валентина Сергеевна. Сейчас на телевидении появилось большое количество шоу, в которых свои таланты в разных жанрах, в том числе и цирковых, демонстрируют обыкновенные люди, не профессионалы. Как вы относитесь к таким программам?

– К сожалению, во многих передачах зрителей попросту обманывают – такое количество талантливых «любителей из народа» найти невозможно. Но поскольку шоу должно выходить регулярно, в нем часто участвуют профессиональные артисты, которых представляют как простых работяг. Например в одной из программ знакомый мне артист демонстрировал номер на «рейнском» колесе. Ведущие представили его как плиточника из Санкт-Петербурга. Когда он позвонил мне на следующей день и попросился на работу, мы долго смеялись над тем, что у него появилась дополнительная рабочая профессия.

Единственное шоу, которое произвело на меня впечатление – это «Цирк со звездами». Правда, у меня сложилось неоднозначное мнение об этом проекте. С одной стороны, благодаря этой передаче на какой-то момент у зрителей пробудился интерес к цирку. Но, с другой стороны, идея проекта была в том, что за месяц человек, который никогда до этого не работал в цирке, может подготовиться, выйти в манеж и продемонстрировать номер. Но ведь на самом деле то, что показывали звезды – это всего лишь хорошо обыгранные элементарные трюки. А в глазах зрителей они стали полноценными цирковыми номерами. На самом же деле даже очень подготовленные люди, настоящие профессионалы создают номер годами.

– Добрый день. Меня зовут Света, я очень люблю цирк. Скажите, пожалуйста, что нового планирует показать Харьковский цирк своим зрителям в следующем сезоне?

– 18 сентября новый сезон откроется российской программой «Цирк на воде». Это одно из самых любимых нашими зрителей шоу. «Цирк на воде» и «Цирк на льду», всегда пользуются большой популярностью.

После этого будет очень интересная российская программа «Планета обезьян», которую создала Маргарита Бреда. Дрессированные обезьяны будут исполнять оригинальные трюки, и они по сложности не уступят тем, которые делают настоящие воздушные гимнасты. Кроме того, в шоу великолепно поставлен свет, и само действо построено очень необычно.

Любители, традиционного цирка смогут насладиться очень хорошей программой, которую мы покажем на Новый год. Это будет классический цирк – воздушные гимнасты, акробаты, легендарный клоун Андрюша – Андрей Николаев. Ему уже за 70 лет, но он показывает очень хорошую работу. Так что в этом сезоне у нас будет много интересного.

Знаете, сейчас многие говорят: «Не хочу в цирк – я уже не ребенок». Но потом, когда они все-таки попадают на представление, то, покидая цирк, восторгаются: «Я на два с половиной часа выпал из жизненной суеты, насмеялся, получил острые ощущения, радость – в общем, попал в сказку». Так что независимо от того, сколько вам лет, приходите к нам – и вы получите массу позитивных эмоций.

Личное дело


Житницкий Алексей Анатольевич – директор Харьковского государственного цирка с января 2001 года, заслуженный деятель искусств Украины, действительный член Академии циркового искусства России. Член жюри многочисленных международных фестивалей циркового искусства.

Родился 20 декабря в 1959 году в Харькове. Окончил Харьковский государственный институт культуры по специальности режиссер. С 1983 по 1995 год – режиссер-постановщик, главный режиссер Харьковского филиала Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров. С 1995 года – главный режиссер, а с 2001 года – директор Харьковского государственного цирка.

Награжден орденом «За заслуги» 3-й степени, орденом «Архистратига Михаила», почетным знаком Харьковского областного совета «Слобожанская слава».
Женат, имеет двух сыновей.