Разрыв между пригородными тарифами украинской Южной и соседней российской Юго-Восточной железных дорог в этом году достиг в среднем пятикратного уровня.

В России тарифы на железнодорожные пассажирские (в том числе пригородные) перевозки индексируются в начале каждого года, все больше отрываясь от украинских. Если сегодня билет на пригородную электричку или поезд на тепловозной тяге от Харькова до Белгорода стоит всего лишь 5,60 грн., до Наумовки — 5,00 грн., до Готни — 7,25 грн., от Казачьей Лопани до Белгорода — 4,60 грн., от Волчанска до Белгорода — 4,75 грн., от Тополей до Валуек — 4,75 грн., то обратная дорога обойдется куда дороже. Ныне на Юго-Восточной железной дороге в Белгородской области проезд одной тарифной зоны стоит 10 руб. 30 коп. (в соседней с ней Воронежской — 10 руб. 20 коп.), что составляет примерно 2,7 грн., а стоимость всей поездки, в отличие от действующей в Украине тарифной системы, там определяется пропорционально числу зон между станциями отправления и назначения. Посему билет от Белгорода до Харькова стоит 103,00 руб. (примерно 27 грн.), до Казачьей Лопани — 51,50 руб. (13,5 грн.), до Волчанска — 61,80 руб. (16,2 грн.), от Наумовки до Харькова — 72,10 грн. (19 грн.), от Готни до Харькова — 144,20 руб. (37,8 грн.), от Валуек до Тополей — 41,20 руб. (10,8 грн.). Купить же билет туда и обратно при поездке до станций, расположенных за пределами Украины, нельзя. В пригородном сообщении, в отличие от дальнего и местного, система взаиморасчетов между железными дорогами разных стран отсутствует, и все деньги, полученные от продажи билетов, идут той железной дороге, которая продала билет.

Но и имея нужное количество валюты, можно не добраться до места назначения за то время, которое вы для себя наметили, если руководствоваться графиком движения поездов, по которому вы ездили, скажем, год или два назад. Ведь на российских железных дорогах только за последние год-полтора сократилось большое количество пригородных поездов.

Так, на пограничном участке Валуйки — Тополи в настоящее время через государственную границу в сутки курсируют только две пары пригородных поездов (в выходные — три) вместо прежних пяти. Железнодорожники Юго-Восточной магистрали, электрички которой обслуживают данный отрезок, были вынуждены сократить их количество по требованию российских пограничников. Дело в том, что в электричках Валуйки — Тополи — Валуйки пограничный и таможенный контроль на российской стороне проходит не на расположенной около границы платформе Соловей (там отсутствует путевое развитие) и даже не на крайней российской станции Уразово, а... в Валуйках. Электричка же, следуя по маршруту, делает в пути более десятка остановок, где пассажиры выходят и заходят безо всякого контроля, перевозя нередко и контрабанду.