Если ты играешь Бетховена — ты уже настоящий музыкант, говорят классические музыканты. Вот уже четвертый год подряд юные дарования доказывают, что, несмотря на свой юный возраст, они — настоящие, серьезные музыканты. На прошлой неделе свое умение харьковские вундеркинды показывали на 4-м открытом конкурсе юных исполнителей имени Людвига ван Бетховена.

А придумали этот конкурс в детской музыкальной школе № 1 имени Бетховена. Вернее придумала. Директор школы. Посмотрела Нэля Ковальчук на разнообразие классических фестивалей и конкурсов в Харькове и решила, что чего-то в нем не хватает: «Я видела, сколько проходит фестивалей в Харькове. И мне вдруг захотелось сделать фестиваль, на котором дети играли бы сложную музыку, — рассказывает Нэля Васильевна. — Сегодня это единственный в Харькове конкурс юных дарований, в программу которого входит обязательное исполнение произведений Людвига Бетховена».
Вот так в 2003 году и появился этот конкурс. Понятное дело, что школе в одиночку, без поддержки, было бы крайне сложно организовать подобное мероприятие. И за полгода до открытия фестиваля эта поддержка неожиданно появилась. Летом 2002-го в школу обратился председатель харьковского областного общества немцев «Видергебурт» Андрей Фукс с просьбой выступить на традиционном Дне скорби, который проходил 28 августа. Этот день русские немцы отмечают ежегодно, посвящая его своим предкам, высланным в XVIII веке Екатериной II на Урал. Уровень детского оркестра еще четыре года назад поразил харьковских немцев, и общество согласилось принять участие в организации конкурса имени своего гениального соотечественника. Помогают они конкурсу и сейчас.
В этом году в конкурсе участвовало 57 юных музыкантов из 10 городов Украины. Конкурс проходит в нескольких номинациях: фортепиано, струнно-смычковые и духовые инструменты. В каждой присуждается три премии.
Вот уже четвертый год конкурсное жюри возглавляет ректор Харьковского университета искусств им. Котляревского Татьяна Веркина. Ее имя, которое в Украине хорошо знают, уже само по себе говорит о высоком уровне конкурса. Состав жюри под стать председателю: преподаватели консерватории и музыкального училища. Никого из конкурсантов перед выступлением члены жюри не прослушивали, рассказывает и.о. профессора кафедры специального фортепиано Наталья Горецкая. А стало быть, настроены объективно, надеясь открыть в этом году новые таланты. Хорошо сыграть произведение Бетховена зачастую не под силу и многим взрослым музыкантам, утверждает Наталья Викторовна: «У любого академического исполнителя должна быть школа. Важно ведь не только то, «что» сказать, но и «как». И без хорошей школы сделать это не получится. Бетховен же дает эту школу».
Впрочем, не только «школу» дает Бетховен. По мнению Нэли Васильевны, он формирует характер детей. Они становятся добрыми, сильными, чистыми, справедливыми.
Выдвинул конкурс и своих «вундеркиндов». Скрипачу Саше Корневу 11 лет. Два года назад он стал лауреатом первой премии в младшей группе. А уже через год взял гран-при в старшей группе, среди 15-17-летних. На открытии конкурса Саша Корнев играл первую часть концерта Мендельсона, а ведь это консерваторская программа, подчеркивает Нэля Ковальчук. Вот такая вот звездочка из Мерефы.
Кто умеет играть Бетховена — не может не стать настоящим музыкантом, утверждают артисты. И может быть, со временем сумеет научить и нас, слушателей, тому, чему сам научился у великого композитора.
Комментарий. Наталья Горецкая, и.о. профессора кафедры специального фортепиано Харьковского университета искусств им. Котляревского
«Этот конкурс совершенно не теряется на фоне богатой фестивальной деятельности Харькова. Для любителей классической музыки каждый конкурс — это жемчужина. И этот конкурс занимает определенную нишу. И я очень рада тому, что он происходит уже в 4-й раз».