Специализированная государственная налоговая инспекция по работе с крупными плательщиками налогов в г. Харькове подвела итоги очередного социологического опроса граждан в отношении деятельности органов государственной налоговой службы, который проводился в марте-мае 2006 г. Анкетирование проводилось на улицах города, во время семинаров и «круглых столов» для налогоплательщиков, встреч с трудовыми коллективами предприятий, организаций и учреждений. В опросе принимали участие 50 человек, среди которых были граждане разных возрастных категорий — молодежь от 18 до 25 лет-8%, до 35 лет-50%, от 35 до 50 лет-34% и граждане возрастом до 60 лет-8%.
Гражданам предлагалось заполнить анонимные анкеты с определенным перечнем вопросов. Анкета состояла из 10 вопросов.
Деятельность органов налоговой службы относительно налаживания партнерских отношений с налогоплательщиками
оценена жителями г. Харькова в такой последовательности:
очень хорошо — 22%,
хорошо — 52%,
удовлетворительно — 26%.
Случаи грубости, вульгарности, невнимательности, очереди в помещениях налоговых органов играют свою негативную роль. Только 62% не сталкивались с ними. Зато 24% сталкивались с ними иногда, 2% — очень часто, а 12% не могли ответить, так как никогда не были в органах государственной налоговой службы.
Уровень выполнения налоговиками своих функциональных обязанностей оценен гражданами как:
отличный — 10%,
хороший— 64%,
удовлетворительный — 26%.
Большинство опрошенных граждан (42%) отметили, что у них не возникает проблем во время выполнения налоговых обязательств, 16% затрудняются ответить, так как не сталкивались с этими вопросами, иногда возникают отдельные вопросы у 30% и постоянно — у 12%.
Уровень рассмотрения обращений граждан, налогоплательщиков органами государственной налоговой службы оценен следующим образом: 42 % граждан ответили, что запросы всегда рассматриваются своевременно и качественно, 2% — удовлетворительно, но в отдельных случаях несвоевременно или не полностью, 8% — ответы на вопросы носят формальный характер и не решают вопроса по сути обращения, 2% — ответы на вопросы вынуждают обращаться повторно, и 46% не смогли ответить.
Услуги по разъяснению налогового законодательства налоговиками предоставляются своевременно и на высоком уровне. Об этом заявили 66% респондентов. Затрудняются ответить 34%, так как такими услугами не пользовались.
Результаты опроса показали, что популярность работы налоговиков в настоящее время граждане оценивают как «удовлетворительно» — 18%, «хорошо» — 60%, «отлично» — 22%.
По мнению участвовавших в анкетировании, негативно на авторитет налоговых органов влияют следующие факторы: несовершенство налогового законодательства, частые изменения, расхождения в законодательных актах, трудная и запутанная налоговая отчетность.
Таким образом, данные анкетирования свидетельствуют о результативной деятельности налоговых органов Украины.
По результатам проведенного опроса можно сделать вывод, что гражданам небезразлично то, какие будут отношения между плательщиками налогов и налоговиками.
Кроме того, анализ общественного мнения подтвердил необходимость повышения имиджа налоговой службы, дальнейшего налаживания партнерских отношений и улучшения обслуживания плательщиков налогов.