Похоже, что недофинансирование строительства Харьковского метрополитена стало уже перманентным состоянием. Строители в сроки укладываются, город со своей стороны финансовые обязательства тоже выполняет, а вот государство, кажется, мало волнуют проблемы метростроителей.

Сегодня из государственной казны получено 2,6 млн. гривен из обещанных 50 млн. Харьковский метрополитен должен быть коммунальной собственностью, считают городские власти, конечно же, при условии его неубыточности. Чтобы метро перестало быть убыточным предприятием, нужно повышать тарифы на проезд. До полутора гривен, уверено руководство метрополитена.
Основная задача, которая стоит сегодня перед метростроевцами, — сдать Алексеевскую станцию вовремя, к 23 августа 2007 года. А вместе с задачей «стоит» и финансирование. Государство обещало 50 миллионов гривен, сегодня строители получили только 2,6 млн.
По словам главного инженера 15-го тоннельного отряда Андрея Парохненко, тоннели, подходящие к Алексеевской станции, а также все внутренние работы точно будут закончены к сроку. Сегодня уже прорыто 80% тоннелей. Относительно же самой станции строители что-либо утвердительное говорить отказываются. «Если будем работать в две-три смены, а главное, будет нормальное финансирование, тогда, конечно, в срок управимся».
Для того чтобы работы велись максимально быстро, метростроевцам необходимо
порядка 5-6 млн. гривен в месяц. И опять-таки проблемы с тем, где достать деньги, решает отнюдь не государство. После осмотра строительных площадок мэр Михаил Добкин отдал распоряжение выделить дополнительно 1 млн. из городского кармана. Еще 2 млн. 270 тыс., которые ранее планировалось потратить на другие нужды метро, тоже перебросят на строительство. Даже в этом случае денег метростроевцам все равно не хватит, и они планируют брать еще 3 млн. кредита. С кредитом же пока заминочка: все бумаги подготовлены, а кредит не дают. И в этом городские власти тоже обещают помочь.
Что же до государства, то оно не то чтобы отказывается от метро, но принимает участие в его строительстве как-то вяло. Пока твердые договоренности есть только относительно 25 млн. гривен из основного фонда, откуда и пришли многострадальные 2,6 млн. К тому же эта сумма будет выделена при условии выполнения доходной части госбюджета. Прийти же она должна в ноябре-декабре, когда строить метро как-то не с руки, по крайней мере, на поверхности: «Мы просили выделить деньги раньше, но навстречу нам не пошли», — комментирует Михаил Добкин. Что же касается вторых 25 млн. — из специального фонда, то в отношении них никаких договоренностей не существует вообще. Эти деньги совершенно необходимы для окончания строительства, подчеркнул городской голова. Поднять этот вопрос он планирует 2 июня на встрече мэров городов с и.о. премьер-министра Украины.
Пока же Михаил Добкин активно занимается вопросом передачи Харьковского метрополитена в коммунальную собственность. Мэр уже встречался с министром транспорта. По словам городского головы, в Киеве есть понимание того, что коль город вкладывает свои деньги, то и владеть этим «богатством» тоже должен город.
Принять же метрополитен на свой баланс городские власти согласны только на определенных условиях: «На сегодняшний момент метро убыточно. Город брать на себя еще одно убыточное предприятие не будет, — комментирует Михаил Добкин. — Одним из условий, при которых мы примем решение о принятии метро в коммунальную собственность города, это будет постоянное финансирование со стороны государства не менее чем 30% расходов, связанных с содержанием метрополитена, и, естественно, при строительстве новых станций инвестиции государства должны быть на уровне от 30% до 50%».
Как сделать метро прибыльным предприятием, городской голова не знает. Не его мол, компетенция. Зато знает начальник метрополитена Сергей Мусеев. Поднять стоимость проезда до полутора гривен — и все проблемы будут решены. Если же этого не сделать, то поезда будут ходить все реже и реже, интервалы между ними значительно увеличатся. К тому же в стоимость проезда будет включена инвестиционная составляющая, и харьковчане автоматически станут инвесторами собственного метро.
Остается только поинтересоваться у харьковчан: готовы ли они сегодня очутиться в роли инвесторов собственного метрополитена? За лишнюю гривну на каждом жетоне?