1 сентября веду внучку в школу. Очень за нее волнуюсь: она совсем еще детсадовская. Способны ли дети учиться с шести лет?
Ольга Сергеевна

На чадо ни в коем случае нельзя давить

– Известный психолог и педагог Ш.А. Амонашвили писал, что шестилетний возраст – наиболее благоприятный период для умственного развития и социальной подготовки: «Все родители нынешних детей, как правило, имеют среднее и профессиональное образование, а многие из них и высшее. Это качественно изменило социальную среду, в которой растет ребенок. На развитие большое влияние оказывают средства массовой информации – телевидение, радио, детские журналы, книги, кинофильмы. Преобразилось содержание игр, появились игрушки, которые все более способствуют физическому и умственному развитию детей». Но большинство психологов и педагогов, которые работают с шестилетними детьми, констатируют: такой первоклассник по уровню психического развития остается дошкольником, – рассказывает заведующая областным центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования Елена Маринушкина.

То есть по интеллектуальному уровню большинство шестилетних детей могут учиться в школе, но у них тяжко проходит период перестройки. Бывшим дошколятам сложно учиться по многим причинам.

– У ребенка сохраняется мышление дошкольника, он запоминает в основном то, что ему интересно, а не то, что нужно. Кроме того, ребенок способен заниматься одним делом не больше 10-15 минут, – говорит специалист.

Также у шестилетних детей, как правило, завышена самооценка и они переносят школьный успех или неуспех на свою личность. Поэтому замечание учителя «ты сделал неправильно» ребенок воспринимает не иначе как «ты плохой». В этой ситуации он чувствует дискомфорт, а это повышает уровень его тревожности, считает Елена Маринушкина. В таком состоянии многие ученики становятся пассивными, бросают уже начатую работу или постоянно требуют помощи.

Есть у шестилеток и другие сложности. Дитя может некоторое время руководить своим поведением, добиваться достижения поставленной перед ним цели, но потом очень легко отвлечься, переключиться на что-то новое, привлекательное, неожиданное. Поведение ребенка такого возраста сильно зависит от эмоций, поэтому его интерес к учебе стоит поддерживать через эмоциональную заинтересованность.

И еще: на чадо ни в коем случае нельзя давить.

– Активность и инициатива таких детей не могут проявляться в условиях жестких требований, сурово регламентированного общения, – предупреждает Елена Маринушкина. – Если ребенка упрекают, что он не так написал или нарисовал (а по его мнению, все сделано правильно и красиво), у него вместо понимания школьных правил возникают обида, удивление, страх сделать ошибку еще раз.

От больших нагрузок дитя может заболеть

С приходом в школу меняется весь образ жизни ребенка. Первый год учебы – один из переломных периодов в его жизни, и от того, как пройдет адаптация, зависят его здоровье, эмоциональное состояние, работоспособность, успеваемость в школе и даже во взрослой жизни. Школа выдвигает большие требования к организму ребенка – интеллектуальные, физические, психологические и социальные.

– Почти все дети шестилетнего возраста испытывают трудности адаптации, – считает Елена Маринушкина. – Они напряжены не только физически, но и психологически. Переутомление может привести к срыву в поведении, нервозности, появлению прихотей, раздраженности и сбою биоритмов. При относительно благоприятных условиях учебы психологическая напряженность начинает уменьшаться в течение полутора–двух месяцев.

Если с началом учебы не учитывать особенности шестилетки, это отразится на его здоровье: может уменьшиться вес ребенка и количество гемоглобина в крови, снизиться острота зрения, появиться головная боль и боль в желудке. Из-за ухудшения общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, снижается и без того невысокая работоспособность, иногда возникают неврозы.