
Харьковчанин Сергей Ковалев – единственный в Первой столице незрячий музыкант, виртуозно владеющий игрой на губной гармошке, готов передать свои умения всем желающим.
<Текст>Будучи с рождения незрячим, 35-летний Сергей Ковалев с самого детства жил звуками: замирал, когда по радио звучала песня Давида Тухманова «Родина моя», и подпевал, когда мама выводила народные песни.– А еще у меня была детская губная гармошка. Мне нравилось, что в нее можно дуть и извлекать звуки, похожие на шоколад, – вспоминает музыкант.
Музыка у Сергея неизменно вызывает вкусовые ассоциации.
– Еда бывает мажорной и минорной. Сладкая пища – это однозначно мажор, кофе – блюз, лимонад – поздние «Битлы» или Юрий Антонов. А вот овощи – еда минорная – к примеру, сюита Рика Вейкмана «Король Артур».
Модные мелодии начал подбирать на слух
О том, что станет композитором, Сергей заявил маме еще в трехлетнем возрасте, тогда же захотел научиться играть на аккордеоне. Как звучит этот музыкальный инструмент, он понятия не имел, но само слово казалось ему величественным и по звучанию похожим на дыню, а дыню он любил. Когда мама решила отдать ребенка в музыкальную школу, профессионалы посоветовали определить мальчика в класс баяна. Мол, после баяна на аккордеоне сыграешь, а вот наоборот – вряд ли.
– Поначалу было ужасно скучно. По радио играет Тухманов, на магнитофоне – Кузьмин и Барыкин, а я затягиваю на баяне «Землянку» и «Василек-василек», улыбается Сергей. – Это было непрестижно, и в школе надо мной смеялись. Поэтому я начал подбирать на слух модные песни. Сначала «Комарово», потом «Битлов», и как-то в песне Love Me Do услышал странный звук, долго не мог понять, что это за инструмент. Тогда мне сказали: «Это же губная гармошка!» Мне звук очень понравился, и я решил, что обязан научиться играть на этом инструменте.
Во сне приходят попсовые хиты
Потом было музучилище в Курске – единственное музыкальное учебное заведение для слепых на весь Союз, с богатой нотной библиотекой и классными преподавателями по баяну.
– В то время я в основном увлекался пародией, – рассказывает музыкант. – Например, вместо того чтобы играть Баха, я играл Happy Birthday To You в стиле Моцарта или «В траве сидел кузнечик» в стиле венских классиков.
Уже тогда баянист Сергей Ковалев серьезно занялся освоением губной гармошки.
– В училище мы с другом, рок-музыкантом Олегом Коротаевым, начали писать песни и поняли, что в них не хватает звучания губной гармошки. Тогда я купил гармошку «Спутник» и в первый же день научился играть Yellow Submarine и «В лесу родилась елочка».
Сейчас в арсенале музыкальных инструментов у Сергея баян, фортепиано и около десяти губных гармошек разных тональностей. Говорит, они нужны для расширения исполнительских возможностей. Одна из них – подарок французского блюзмена Жан-Жака Мильто, с которым Сергей познакомился на музыкальном фестивале в Харькове.
А композитором он таки стал. Будущие хиты часто застают его врасплох – за домашней работой, едой и даже во сне.
– Например, мою посуду, и в голове закружилась какая-то мелодия. Я играю ее на баяне, и если она нравится мне и окружающим, оставляю песню в своем репертуаре, – говорит Сергей. – Какая-то вкусовая ассоциация может навеять тему. Много музыки снится, причем готовые песни, которые могли бы стать попсовыми хитами: со словами, мужским или женским вокалом, я слышу, какие там инструменты играют. Когда не лень, записываю услышанное во сне на диктофон.
Музыкант хочет доказать, что сочинять могут все
Еще со времен музыкальной школы Ковалев слыл музыкальным бунтарем – Баху и Моцарту предпочитал сочинение «полупохабных песенок», которые ввергали в шок преподавателей и других учеников. Эту манеру парень перенес и во взрослую жизнь.
– Помню, на бардовском фестивале в Харькове в 1998 году я вышел с баяном и сыграл собственную композицию под названием «Тьфу же!» Тогда мне даже достался приз зрительских симпатий и какая-то грамота. А на фестиваль «Поверь в себя» в Одессе умудрился протащить откровенную крамолу – сыграл джазовый экспромт «До ре ми до ре до». Как мне не влетело, поражаюсь!
Сегодня Сергей Ковалев занят в нескольких проектах. С группой «Труба» он творит музыкальные чудеса для русскоязычной аудитории, с арт-роковым проектом «Карфаген» пытается покорить европейского слушателя. В обеих группах музыкант виртуозно играет на баяне и губной гармошке, а местами даже поет.
– Сейчас мы записываем второй альбом с группой «Труба», который выйдет на легендарном российском лейбле «Бомба-Питер» уже в сентябре, – рассказывает музыкант. – Плюс ко всему на Западе уже вышло восемь релизов альбома «Алеаторика» группы «Карфаген». Это некий синтез древних первозданных ладов, трихордов – все, что было свойственно славянским обрядовым песням.
Интересно, что своим творчеством Сергей Ковалев умудряется покорять даже людей, весьма далеких от музыки.
– Пару лет назад я участвовал в фестивале психологии и духовных практик «Тавале», играл на губной гармошке. Тогда ко мне подошел американец, который вел дыхательные тренинги, и сказал, что мой гармошечный «паровоз» – отличное дыхательное упражнение, – делится Сергей. – Сейчас я хочу сделать свой мастер-класс по импровизации на баяне, и в конце сентября представить его на очередном «Тавале». Хочется доказать, что петь и сочинять мелодии могут все, даже те, кому «медведь на ухо наступил», – в людях это заложено природой.
На гармошке играют программисты и менеджеры
В Харькове научиться играть на губной гармошке практически невозможно – не у кого. Сергей Ковалев, пожалуй, единственный музыкант, который берется работать с учениками.
– К сожалению, на территории СНГ нет ни одного нормального пособия по игре на этом инструменте, – говорит он. – Приходилось собирать по крупицам – что-то вычитал, что-то услышал у исполнителя, что-то придумал сам. А однажды мне в руки попала видеошкола по губной гармошке Джона Гиндика. Когда я ее прослушал, понял, что все это я знаю, не хватает только методичности. Тогда знания окончательно выстроилось в систему, и я задумался о преподавании.
В 2005 году во время концерта-лекции к Сергею Ковалеву подошла девочка с просьбой научить ее играть на губной гармошке. С этого все и началось. В итоге за пять лет он успел обучить более 20 желающих.
– Мои ученики играют для себя, без всяких коммерческих целей, – радуется музыкант. – Это программисты, менеджеры, студенты – люди разного возраста, у которых с детства была мечта научиться играть на губной гармошке.
В свободное от работы время Сергей Ковалев читает духовную литературу и изучает иностранные языки. Много времени уходит на музыкальное совершенствование – хочется ведь гордиться каждой нотой.