Накануне Дня знаний корреспондент «Вечернего Харькова» побывал в школе за колючей проволокой. Здесь, в Куряжской воспитательной колонии для несовершеннолетних, первого сентября сядут за парты 128 учеников.

Школьным учителям приходится несладко


В восьми километрах от Харькова – поселок Подворки. Здесь, буквально в центре населенного пункта, за высоким забором и колючей проволокой обитают они – малолетние убийцы и воры. Школьным учителям приходится несладко – контингент очень разношерстный. Кто-то запоем читает классику, а кто-то ищет в книгах знакомые буквы, которые так и не успел выучить к своему 16-летию.



– Некоторые приходят со свидетельством об окончании 9 классов. Смотрим, а он не умеет ни читать, ни писать, – рассказывает завуч Куряжской школы Анатолий Бажан. – Сейчас у нас таких восемь человек и для них есть специальный класс выравнивания знаний, где учить начинаем с букваря. Тем не менее умные ребята тоже есть. Сдают тесты, порой с очень высокими результатами, поступают в техникум, который находится на территории колонии, получают профессии токаря, автослесаря, слесаря механосборочных работ.

В Куряжской колонии провели творческо-воспитательный фестиваль: фотофакт


В распоряжении «интеллигентов» школьная библиотека – небольшая комнатка с читальным залом и полным комплектом воспитательной литературы. Криминального чтива здесь не сыскать – такой порядок. Кроме учебной и детской литературы – проза Макаренко и Горького, которую настоятельно рекомендуют читать воспитанникам колонии. Но популярностью пользуются стихи Есенина и исторические опусы.

Тюрьма не превратит вора в законопослушного человека


Прогуливаемся по территории колонии – чисто и зелено. Член общественного совета при управлении Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний в Харьковской области, правозащитник Юрий Чумак просит показать столовую и комнаты, интересуется, как ребят кормят и в каких условиях они проживают. Столовская еда поражает воображение – на обед подают гороховый суп, тушеную картошку с мясом, салат и компот. Многие воспитанники и на воле такого не видали.


Начальник колонии Марк Маркин знает о своих ребятах практически все.

– У нас 90% – выходцы из неблагополучных семей, но есть и такие, которых я называю романтиками. На свободе у них было все – питание, одежда, мобильный телефон, нормальные родители, которые работали, имели автомобиль – а детей все равно тянуло нарушить закон.

Расхожее мнение о том, что тюрьма может любого отпетого мошенника превратить в нормального человека, Маркин отрицает.



– Конечно, в моей практике были примеры, когда бывшие воспитанники колоний становились бизнесменами и политиками, но таких единицы. Мы лишь даем шанс на исправление – учим чтить закон, даем возможность получить образование, научиться что-то делать своими руками. Можно использовать этот шанс, а можно дальше катиться по наклонной плоскости.

О свободе мечтают все


18-летний Евгений Макаров не скрывает радости – через пару недель он выйдет на свободу. Историю с ограблением троллейбуса, из-за которой оказался за решеткой, вспоминает как страшный сон. А три года за «колючкой» хорошо вправили парню мозги – теперь в голове только учеба и работа.

– Здесь я окончил школу, а как только освобожусь – пойду в лицей учиться на автомеханика. Параллельно буду работать. Моя мама трудится на производстве металлопластиковых окон, говорит, что делать их несложно. Но если не получится, буду работать установщиком. Сейчас мечтаю только об одном – поскорее освободиться.

Таких мечтающих у Маркина – каждый первый. Однако, по словам начальника колонии, большинству из этих детей свобода не нужна, они просто не знают, что с ней делать.