«Новая метла по-новому метет». Такого принципа не собирается придерживаться новый главный режиссер театра украинской драмы им. Шевченко Степан Пасичник. Из прежнего репертуара театра он ничего изымать не собирается, а ставиться спектакли будут по пьесам новым, но уже нашумевшим в Европе. Неважно, шокирующая ли это экспериментальная постановка или «навязшая в зубах» классика. Главное, чтобы это было интересно зрителю, считает режиссер. Вот на этом разнообразии и будет делаться основной акцент «нового» театра.

Несколько лет назад о Харьковском театре украинской драмы им. Шевченко заговорили, что называется, в полный голос. Таким пристальным вниманием театр был обязан Андрею Жолдаку, который последние годы и был его художественным руководителем. Спектакли Жолдака шокировали, они могли нравиться или нет, однако равнодушным никого не оставляли. Сегодня в театре новый главный режиссер — Степан Пасичник. К шевченковцам он пришел в 1985 году, тогда еще совсем молодым режиссером. И именно благодаря ему через десять лет нашу украинскую драму узнали за рубежом. Тогда впервые театр принял участие в зарубежном фестивале «Мальта-95», который проходил в Польше, со спектаклем Пасичника «Маклена Грасса» по пьесе Николая Кулиша.
О том, каким будет театр им. Шевченко сегодня, мы и разговариваем со Степаном Пасичником, теперь уже главным режиссером:
— Сегодня вы стали главным режиссером театра, о котором в стране несколько лет назад в полный голос заговорили благодаря Андрею Жолдаку. Эпатажные лавры Жолдака очень мешают сегодня?
— Почему мне должны мешать его лавры? О театре заговорили — и это хорошо, это не может мешать.
— Останутся ли в репертуаре театра спектакли Жолдака или он станет более классическим?
— Конечно, останутся. Другое дело, что театр никогда не должен останавливаться в своем развитии, зритель ждет новых премьер как минимум каждые два-три месяца. Этот процесс невозможно остановить, да и неразумно было бы пытаться почивать на лаврах. Жизнь театра, как и жизнь человека, подобна реке, вода в которой постоянно обновляется. Будь то новый взгляд на классические вещи или постановка новой пьесы.
— Каким будет репертуар театра? На что будет делаться основной акцент? Какие спектакли вы хотели бы поставить в следующем сезоне? Или пока не хотите загадывать?
— Основной акцент в репертуарной политике будет сделан на разнообразие. Спектакли должны быть разными. Экспериментальная линия будет реализована через самостоятельную работу актеров театра. Я собираюсь ставить французскую комедию положений под рабочим названием «Санта Клаус — это кто?» У этого произведения шесть авторов, всех перечислять не буду. Нашумевшая во Франции вещь ранее не переводилась ни на русский, ни на украинский. Перевела ее специально для нас Неда Неждана. Режиссер из Санкт-Петербурга Владимир Тыкке работает над пьесой Юкио Мисимы «Маркиза де Сад». Премьера состоится в середине июля. В следующем сезоне планируется выход 4-5 спектаклей для большой сцены. Что это будут за спектакли — покажет время.
— Стало ли назначение для вас неожиданностью? Было ли ощущение триумфа от того, что в театре, в котором состоялись, вы доросли до статуса главного режиссера?
— Триумфа??? Ощущения триумфа не было, ведь я не боролся за эту должность. К тому же я как творческий человек вырос в этом театре и очень хорошо понимаю, с каким объемом работы придется иметь дело… Было ощущение большой ответственности. Но это совсем другое ощущение.
— Как теперь будет строиться режиссерская политика?
Вы будете воспитывать своих режиссеров или приглашать их из других театров? Будет ли изменена сегодняшняя актерская труппа?

— Все изменения в труппе связаны только с тем, что для работы со следующего сезона в театр приглашены несколько молодых актеров. Воспитывать молодых режиссеров должны специальные учебные заведения. Мне пока не поступало подобного предложения. А приглашать режиссеров — разных, интересных, конечно, театр будет. Могу сказать, что уже сейчас ведутся переговоры с такими мастерами, как Марк Нестантинер, Клим, Андрей Бакиров, Олег Липцин. Это имена в режиссуре, и мы будем стараться, чтобы они появились в афише Харьковского театра имени Шевченко.
— У вас, кроме театра имени Шевченко, есть еще и свое детище — театр «P.S.» Прошлым летом он только вот был реанимирован после почти трехлетнего молчания. Что теперь будет с ним?
— Ну, во-первых, я не согласен с формулировкой «реанимирован». Три года молчания — это нужная пауза для актеров из старого состава «P.S.» Это ценный опыт живых людей, и слово «реанимация» здесь неуместно. Театр «P.S.» в конце мая закрыл сезон (выпустив, между прочим, 7 премьер), а в начале октября откроет новым спектаклем по произведениям Ивана Франко. Это второй театральный проект инновационной программы «Україномовний театр на Сході» (первый «P.S.» выпустил в феврале этого года — спектакль по произведениям Леси Украинки «Монологи. Вечер слова»). 2006 год ознаменован юбилеями двух украинских классиков: 135 лет Леси Украинки и 150 лет И. Франко. Театр «P.S.» единственный в городе учел это в своей репертуарной политике, презентовав совместно с Харьковским городским управлением культуры, Харьковским отделением СТД Украины и Харьковским театральным центром данную инновационную программу, цель которой — популяризация украинской культуры здесь, на востоке Украины. Подобный социальный аспект работы негосударственного театра «P.S.» показывает, что он не ограничивается чисто художественными задачами, а ставит перед собой и задания государственного толка. Так что, я считаю, у этого коллектива есть хорошие перспективы, мощный идейный и творческий потенциал. Думаю, что и с ним все будет в порядке.
— Актеров из «P.S.» в новые постановки театра Шевченко приглашать не собираетесь?
— Я не вижу в этом необходимости.
— В какой роли вы чувствуете себя свободнее — художественного руководителя негосударственного театра «P.S.» или главного режиссера вполне государственного театра Шевченко?
— В обеих ролях я чувствую себя свободно, ведь я еще и профессиональный актер, который всегда стремился к разноплановости.