Новый театральный сезон в Харькове первым открыл «Театр 19», которому нынешним летом исполнилось десять лет.

За эти годы театр без рекламных кампаний и шумных скандалов стал известным – не только в нашем городе, но и далеко за его пределами.

О том, как коллективу удается на протяжении многих лет не разочаровывать зрителей, «Вечернему Харькову» рассказал режиссер театра Игорь Ладенко.

– Игорь, с чего начинался «Театр 19» и как вам удалось добиться такого успеха?

– Довольно многочисленные материалы о нашем театре, печатные и сетевые, начинаются с того, что 19 июня 2000 года состоялся первый показ спектакля «Эмигранты» – и эта дата стала днем рождения «Театра 19». Конечно, тогда мы, студенты театрального института, о рождении своего собственного театра не думали. Хотя помню, как после первого показа мне говорили: «Это путь к своему театру». Сейчас, десять лет спустя, я понимаю, что рождение «Театра 19» – это, с одной стороны, следствие столкновения наших энергий, желаний, мечтаний, а с другой – плачевная ситуация в государственной театральной системе, куда со своими мечтаниями соваться совершенно не хотелось. Я считаю, что факт рождения «Театра 19» – это чудо, как и рождение любого живого организма. Очень важно, когда этот юный, неокрепший организм получает поддержку. Мы такую поддержку получили на всеукраинском фестивале «Культурные герои XXI века» в Киеве, где нас высоко оценили маститые театральные деятели и простые зрители. Мы привезли на фестиваль спектакль «Павел I» и победили.

А успех – очень размытое понятие, и я стараюсь поменьше на этом сосредотачиваться. Хотя убежден, что театр должен быть интересен зрителю. Если на протяжении длительного времени в театр не ходит зритель, я очень сомневаюсь в ценности такого театра, какими бы словами эта ситуация не оправдывалась. Мы начинали с того, что у нас было совсем мало зрителей. Однажды в зале было 12 человек, а сейчас к нам не так-то просто попасть. Могу сказать: мы не «добивались» успеха. Мы живем в такое время, когда над всем стоят законы бизнеса. В том числе и в искусстве. И прежде чем сделать спектакль, заранее просчитывается потенциальный зрительский интерес, потом идет пиар-кампания, обязательный скандал в прессе. А мы ничего этого не делали и не делаем. Нашей главной рекламой всегда было народное «Би-Би-Си» – баба бабе сказала. Наши многочисленные зрители сегодня не только сами смотрят наши спектакли по многу раз, но и приводят друзей, родственников, знакомых.



– Каждая ваша постановка существенно отличается от предыдущей: философские «Эмигранты», гротескная «Любоff», буффонада «Хулия славлю!», классический «Наш Гамлет» и камерная «Но все-таки». По какому принципу происходит отбор пьес для постановки? Есть ли у вас общая театральная концепция?

– Во-первых, я не могу согласиться с такими определениями наших спектаклей. В принципе, не только «Но все-таки», а и все наши спектакли –камерные. Хочется также верить, что все они в большей или меньшей степени философские, а не только «Эмигранты», и, конечно, «Наш Гамлет» – далеко не классический. Но ты, безусловно, прав – они сильно не похожи друг на друга. Иногда даже имеет место разочарование у некоторых зрителей. Например, им очень понравились «Двери», и они подсознательно ждут от следующего спектакля как бы продолжения – «Двери-2». Но такое разочарование бывает редко. В основном нашим зрителям как раз нравится, что мы стараемся не повторяться, а это тоже привлекает их. Поэтому и спектакли новые у нас выходят не так часто. Не хочется устраивать конвейер. Общая театральная концепция? Наверное, это просто живой театр, интересный не только самому разному зрителю, но в первую очередь самим нам – тем, кто его делает. Театр должен волновать человека, не оставлять его равнодушным, как бы банально и избито это ни звучало. Все наши спектакли сделаны с любовью. По сути я пытаюсь делать такой театр, в который мне бы было интересно ходить как зрителю. А я – хороший, благодарный зритель.

– Какой он, ваш зритель? Изменился ли он за десять лет?

– Наш зритель – разный. Если судить по возрасту, то это преимущественно наши ровесники – им за 30, а также молодые люди 1980-х и, теперь уже, 1990-х годов рождения. Кто-то вместе с нами прошел все эти годы и продолжает идти дальше, кого-то мы потеряли, а кто-то стал нашим зрителем буквально вчера, впервые побывав на спектакле и прислав трогательный и одновременно глубокий отзыв на электронную почту. Все мы чувствуем, что наш театр нужен многим людям. Мне нравится зритель «Театра 19», и это не традиционный реверанс. Я чувствую, что мы заняли в нашем городе пустовавшую до нас нишу в театральной жизни. Нашему поколению был нужен свой театр, и мы нашли друг друга. Для меня огромное счастье, что мы не занимаемся организацией зрителя, что люди приходят к нам по своей воле и пополняют ряды наших друзей, партнеров, единомышленников и собеседников, именно так мы воспринимаем зрителей.



– Игорь, после спектакля «ЧМО», который был поставлен в 2006 году, лишь через три года вы показали новую постановку – «Наш Гамлет». Интересно, что до этого Сергей Бабкин в интервью говорил, что не хочет играть Гамлета. Почему вы все-таки решили поставить именно этот спектакль?

– Длительная пауза никого не радовала: ни актеров, ни меня, ни зрителей. Однако на то были свои причины. Невозможно идти вперед без остановки. Порой нужно перевести дух, оглядеться по сторонам. Я выбираю пьесы интуитивно, по принципу: трогает – не трогает. Так вот «Гамлет» в какой-то момент меня сильно зацепил – на личном уровне. Я понимал, конечно, на что замахиваемся, сколько будет, в лучшем случае, шуток от доброжелателей, но это еще сильнее подогревало. Работалось трудно, очень трудно – труднее, чем всегда. Спорили, отчаивались, заходили в тупик, возвращались – и шли вперед. Мне очень нравится старая английская шутка: «Гамлет» – это гора, склоны которой усеяны трупами актеров и режиссеров. Вот и мы там, на этой горе, расположились, уж на каком уровне – не мне судить. Конечно, нельзя браться за «Гамлета», если нет актера на заглавную роль. Я увидел Гамлета в Бабкине, хотя он действительно не хотел его играть. Но на одном Гамлете в этой истории далеко не уедешь. Считаю, что все актерские работы в этом спектакле заслуживают пристального внимания, изучения. Я ими восхищаюсь и считаю, что в этом спектакле ансамблевость «Театра 19» звучит наиболее сильно. Восемь замечательных актеров в «Нашем Гамлете» – это и есть сегодняшний актерский состав нашего театра: Бабкин и Дидык, Иванская и Листунов, Савлук и Николаенко, Вартанян и Алдошин. И все они в прекрасной сценографии и восхитительных костюмах нашего постоянного художника Екатерины Колесниченко.

– В конце прошлого сезона «Театр 19» неожиданно показал еще одну премьеру – «Но все-таки». Ожидать ли новых спектаклей в этом сезоне или вы планируете взять паузу?

– Да, впервые за сезон «Театр 19» выпустил две премьеры. После масштабного «Нашего Гамлета» мы вернулись в крошечное пространство малой сцены и сделали нежный и грустный спектакль «Но все-таки» по пьесе Мара Байджиева. Спектакль о любви. Впервые я поставил, так сказать, женский спектакль. Первую скрипку здесь проникновенно играет Наталья Иванская, рядом с ней – мощные партнеры: Олег Дидык и Сергей Листунов. В самом скором времени мы начнем работу над новым спектаклем. Что это будет – секрет.

– После музыкального успеха Сергея Бабкина и вашей учебы в Москве в театральных кругах стали говорить, что «Театр 19» покинет Харьков. Есть ли у театра такие планы?

– Честно говоря, я не слышал подобных разговоров. Не очень понимаю, как театр может переехать в другой город. Где репетировать? Где играть? Где жить в конце концов? Уехать может человек. О таких настроениях я тоже не слышал. Разумеется, я никуда уезжать не собираюсь: на сегодняшний день я слабо представляю свою жизнь без «Театра 19». Наш театр участвует в разных фестивалях, много гастролирует. Например, совсем недавно, в конце августа, мы были с гастролями в Севастополе и Ялте (к слову, какой в Ялте изумительный театр имени Чехова!). Все прекрасно прошло, и сразу по возвращении, на следующий же день – уже спектакль в Харькове. И видели бы вы эти довольные лица актеров без следов усталости. Родные стены! Любимые зрители! Дома!