Жалобы о том, что сотрудники ГАИ остановили «ни за что», незаслуженно наложили штраф или нарушили закон и превысили полномочия, слышатся от автолюбителей чуть ли не каждый день. Однако мало кто из водителей может четко ответить на вопрос, какие права и обязанности имеют инспектор Госавтоинспекции и его визави.

Сотрудник ГАИ не может садиться в машину без разрешения


– В законе Украины «О милиции» (п. 21, ст. 11) указано, что останавливать транспортное средство можно лишь в случае нарушения им правил дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении окружающей среды, а также при наличии данных о том, что авто используется в противоправных целях, – объясняет командир батальона дорожно–патрульной службы по обслуживанию Харькова Сергей Игнатенко.

Однако юрист Андрей Захаров утверждает, что полномочия и перечень причин, по которым сотрудник Госавтоинспекции может остановить транспортное средство, практически не ограничены.

– Это поведение и внешний вид водителя и пассажиров, необходимость проверки путевых и водительских документов, сверки регистрационных данных при розыске угнанных транспортных средств, а также в случае получения информации о других правонарушениях, – перечисляет он.

Таким образом, у сотрудника Госавтоинспекции всегда найдется причина для остановки транспортного средства, подкрепленная нормативно–правовыми документами, говорит специалист. Поэтому каждому водителю необходимо знать свои права и обязанности, а также понимать, что может потребовать от него инспектор.

– Пункты 3, 4 Наставлений по ДПС ГАИ гласят, что при обращении к участникам дорожного движения инспектор обязан приложить правую руку к головному убору, поздороваться, четко и внятно представиться, назвав свою фамилию, звание и должность. А после проверки документов сотрудник ГАИ должен разъяснить, почему водитель был остановлен, – рассказывает Сергей Игнатенко.

По его словам, отношения инспектора с водителем подчиняются принципам, изложенным в Законе Украины «О милиции», и регулируются пунктами 3, 4 Наставлений ДПС ГАИ «Взаимоотношения инспектора с участниками дорожного движения».

– Так как автомобиль является собственностью водителя, садится внутрь для составления протокола можно исключительно с разрешения владельца. Более того, инспектору категорически запрещено облокачиваться на капот и крышу автомобиля для оформления каких–либо документов, – подчеркивает командир батальона.

Также, добавляет Андрей Захаров, инспектор ГАИ не вправе требовать от автолюбителя, чтобы тот проследовал в патрульный автомобиль для оформления протокола об административном нарушении и штрафной квитанции. Водитель может выполнить эту просьбу лишь по собственному желанию.

– Впрочем, в некоторых случаях инспектор может потребовать у водителя выйти из авто, но такое требование должно быть мотивированным, – уточняет юрист. – Причиной может послужить наличие у водителя признаков алкогольного опьянения или же тот факт, что его автомобиль имеет техническую неисправность, что угрожает дорожному движению.

В иных случаях, если транспортное средство было остановлено, но инспектор к нему не подходит, подождав несколько минут, водитель может продолжить движение, и это не будет являться правонарушением.

Детали уберегут от нарушения прав


Основаниями для административного задержания является нарушение водителем ПДД, говорит Андрей Захаров.

– В соответствии с требованиями статьи 261 КуоАП об административном задержании, составляется протокол. В нем должны быть указаны: дата, место составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, его составившего, сведения о личности задержанного, а также (и это очень важно) время и причины задержания, – подсказывает специалист. – Именно обстоятельное изложение в протоколе деталей и причин задержания является гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан, в отношении которых применена указанная мера.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, а также задержанным, причем в случае отказа последнего в документе делается соответствующая запись, объясняет юрист.

Если же инспектор подозревает, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, его отстранение от управления транспортным средством может быть осуществлено только в том случае, если на то есть достаточные основания.

– Об алкогольном опьянении может свидетельствовать характер движения транспортного средства, внешний вид лица водителя, соответствующая информация, имеющаяся у сотрудника милиции, – говорит Сергей Игнатенко. – В соответствии с Инструкцией о выявлении у водителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, (пункт 1.6) осмотр проводится уполномоченным лицом Госавтоинспекции с использованием специальных технических средств, определяющих степень алкогольного опьянения, или врачом. В случае отказа водителя пройти осмотр на месте или его несогласия с результатами проверки он доставляется в ближайший учреждение охраны здоровья, которому разрешено проводить такой осмотр.

При ДТП, в котором пострадали люди, тест на алкогольное опьянение водитель проходит в обязательном порядке.