В третью субботу сентября в Украине отмечается День изобретателя и рационализатора.


Харьков по количеству кулибиных и левшей давно занимает первые позиции в стране. Но воплотить идеи в жизнь могут далеко не все.

Изобретательство объединяет людей разных профессий и специальностей, все они наделены умением расширить границы привычного, выйти за рамки стереотипов, однако наряду с проблемой создания вечного двигателя у отечественных изобретателей есть еще один весьма острый вопрос – финансовый.

– Одна из главных проблем для изобретателей и рационализаторов – недостаточное финансирование. Очень сильно подкосил кризис, – рассказывает заместитель председателя Общества изобретателей и рационализаторов Украины Лариса Пыжова. – Если в 2008 государство профинансировало 18,9% инновационных разработок, то в 2009 году лишь 6,7%.

Кстати, если раньше харьковские изобретатели в основном направляли свои усилия на промышленность, то теперь начали осваивать информационные технологии, говорят в Обществе изобретателей и рационализаторов.

Метро будут управлять пассажиры


Однако наши земляки создают чудеса техники и для реального мира. Особенно актуальное направление – транспорт. Так, пробки современного мегаполиса подвигли Александра Шувалова создать летательный аппарат-трансформер. Он может запускаться как планер с помощью буксира либо взлетать благодаря двум двигателям. Размеры чудо-самолета – 6 на 9 метров, а цена не превышает стоимость среднестатистического автомобиля.

А вот профессор кафедры Харьковского университета строительства и архитектуры Валерий Гук решил улучшить общественный транспорт и создал метро будущего, которое избавит мегаполис не только от пробок, но и от вредных выхлопных газов. Стоимость тоже приемлемая – примерно в восемь раз дешевле, чем традиционного метро. У проекта уже даже появилось народное название – надземка.

Этот вид транспорта будет передвигаться по прозрачной трубе на высоте 6-9 метров. По словам изобретателя, скорость движения составит от 100 до 500 километров в час. При этом управлять кабинками на четыре-пять мест будут сами пассажиры с помощью компьютера. Однако кататься придется полулежа, чтобы выдержать давление, которое создается при скорости 500 км/час.

Развал Союза поставил крест на полезном изобретении


Изобретатель Адалет Исмаилов решил помочь тем, кому путешествие по улицам дается с особым трудом – инвалидам-колясочникам. Он сделал модель, в которой специальный механизм многократно облегчает усилия человека.

– В начале девяностых в Москве эту модель запустили в массовое производство, однако из-за развала Советского Союза перестали делать. На следующей неделе мы везем улучшенную модель этой коляски на выставку изобретений «Новое время» в Севастополь. Быть может, ею заинтересуются и наконец-то начнут выпускать, – говорит Валерий Митьковец, директор предприятия, которое помогает Адалету Исмаилову внедрять его изобретения.

А еще изобретателю удалось справиться с извечной вертолетной проблемой – крутящим моментом. Обычно для этого на «вертушках» ставят хвостовой винт, однако если в случае удара, технических проблем или попадания снаряда во время военных действий он выходит из строя, пилот сразу теряет контроль над вертолетом. Харьковчанин создал узел, с помощью которого этого можно избежать. Собрал его в гараже из подручных средств – старых трубок, пенопласта, а вместо двигателя использовал обычную дрель. Авиаконструкторов модель заинтересовала, но чтобы изобретение получило «путевку в жизнь», нужно построить действующую модель на основе настоящего вертолета.

В своем гараже воплотил давнюю мечту и харьковчанин Владимир Болотов. Уникальный автомобиль «Bolo» S 7 уже исколесил дороги не только Украины, но и других стран, вызывая изумление у профи и любителей.


Владимир мечтал о необычном автомобиле с детства.

– На меня очень сильно повлиял фильм «Кто есть кто» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. В этом киноленте его герой колесил на «Lotus Super Seven». Модель запала мне в душу своим «взрывным характером». В этом автомобиле соединились современность и стиль тридцатых годов, – рассказывает Владимир.

Пять лет в маленьком гараже Владимир день за днем собирал свое детище. Все делал сам: рисовал эскизы, варил, красил. И хотя изначально объектом подражания был легендарный «Lotus Super Seven», в результате получилась совершенно новая модель.

Владимиру Болотову удалось создать автомобиль, приспособленный для наших дорог, а вернее, бездорожья. Проверка показала, что харьковская машина по многим показателям лучше прототипа, который стоит более $50 тысяч.