Этикетки на продуктах часто похожи на китайскую грамоту. Не всегда понятно, что имеет в виду производитель и зачем это нам нужно знать. Иван Гаврилович


– С помощью этикетки производитель не только пытается привлечь внимание потенциального покупателя к своему продукту, но иногда и замаскировать его изъяны, – говорит заведующий кафедрой оздоровительной и лечебной физкультуры Харьковского национального педагогического университета им. Г. Сковороды, доктор наук, профессор Леонид Подригало. – Что мы находим на этикетке? В первую очередь информацию о производителе: его полное название и адрес. Такие сведения свидетельствуют о том, что производитель честен, ему нечего скрывать, он несет ответственность за свое изделие, его качество и безопасность. Но если информация о производителе отсутствует вообще или неполная – рекомендую отказаться от покупки, поскольку это может быть признаком некачественного продукта.

Леонид Подригало советует внимательно читать название пищевых продуктов. Если, например, в названии есть слово «вкус» (скажем, йогурт со вкусом малины), то это значит, что в состав входят ароматизаторы. А если в названии есть слово «привкус» (йогурт с привкусом малины), это означает, что для придания привкуса должны быть использованы натуральные компоненты (в нашем примере – ягоды, хотя и не обязательно целые).

– Уделите внимание составу продукта, – рекомендует специалист. – На этикетке компоненты приводятся в порядке уменьшения удельного веса. Поэтому чем дальше название компонента от начала перечня – тем меньше его в продукте. Например, если на упаковке блинов с фруктами нарисованы красивые ягоды и фрукты, а в списке ингредиентов они следуют после муки, сахара, масла – значит как на источник полезных веществ на них можно не рассчитывать.

Две четверки ставят тем, кто заботится о весе


– При обозначении пищевой ценности продукта действует правило «большой четверки»: сведения об энергетической ценности 100 мл или 100 г продукта в кДж или ккал, содержимое белков, жиров и углеводов в граммах, – рассказывает Леонид Подригало. – Если производитель предоставляет информацию о дополнительной полезности продукта – он должен придерживаться правила «Большая четверка плюс маленькая четверка»: не только указывается содержание углеводов, но и разъясняется, сколько из них являются сахарами, каково содержание клетчатки, сколько жиров являются насыщенными, а также количество натрия. Эта информация важна для лиц с избыточным весом, поскольку им нужно ограничивать употребление сахара и употреблять больше клетчатки. Потребление насыщенных жиров увеличивает риск развития сердечных заболеваний, потому их количество тоже нужно контролировать. А содержание натрия позволяет нам оценить, сколько солей входит в состав продукта.


Здоровое питание нынче популярно и многие производители дают информацию о пищевых свойствах продукта. Здесь тоже есть определенные правила. Чаще всего применяются такие формулы: «с низким содержанием», «не содержит».

Маркировка «без добавления» означает, что ни к продукту, ни к его компонентам натрий или сахар не добавляли. А маркировка «источник клетчатки» означает, что ее содержание в 100 г не менее 3 г. Когда производитель пишет «с повышенным содержанием клетчатки» – это означает, что ее на 25% больше, чем в таком же продукте, но без надписи. Маркировка «с пониженным содержанием » означает уменьшение содержания калорий, жиров, сахара, соли на 25% по сравнению с базовым продуктом. Но, предупреждает Леонид Подригало, с такими определениями нужно быть очень осторожным, поскольку вы на самом деле не знаете реальный уровень этих веществ на выходе.