О том, что ХКП «Горэлектротранс» в последние годы испытывает серьезные проблемы, известно всем. Наглядным тому подтверждением служат большие интервалы в движении трамваев и троллейбусов и отсутствие кондукторов в некоторых из них. Так что вполне закономерно, что избранный недавно на пост городского головы Михаил Добкин из целого ряда предприятий, которые он наметил посетить на начальном этапе своей работы, в первую очередь нанес визит именно в «Горэлектротранс». В минувшую среду он посетил Коминтерновское трамвайное депо, где налажен капитально-восстановительный ремонт трамвайных вагонов.

Вот уже два месяца «Горэлектротранс» живет без генерального директора: прежний руководитель Анатолий Ткаченко уволился «по состоянию здоровья». Исполняющий обязанности гендиректора главный инженер «Горэлектротранса» Виталий Витченко в своем выступлении на совещании, которое проходило в актовом зале депо, привел немало тревожных цифр. За последние 14 лет предприятием не приобретено ни одного трамвайного вагона, а за девять лет получено только восемь новых троллейбусов, причем последние — в 2002 году. Средний возраст трамвая составляет 22,2 года, а троллейбуса — 13,7 года. 80 километров трамвайных путей находятся в критическом состоянии, а на 111 километрах введены ограничения скорости. Сумма непогашенного кредита на сегодня составляет 18 миллионов гривен. Предприятию не хватает 240 водителей и 400 кондукторов.
В то же время в минувшем году план перевозок и план по доходам выполнен и даже немного перевыполнен.
Нерешенные вопросы организации парковок автотранспорта на центральных магистралях города также не способствуют безопасности перевозок трамваями и троллейбусами. Электротранспортников тревожат и разговоры о возможном снятии трамвайной линии с улицы Пушкинской, по которой курсируют 42 вагона. За сутки на этом участке перевозится 35 тысяч пассажиров. По оценкам заместителя генерального директора «Горэлектротранспорта» по эксплуатации Юрия Костя, для замены вагонов на этой линии — от площади Конституции до парка имени Горького — потребовалось бы 80 «Газелей» при интервале движения в одну минуту. В то же время создавшаяся экономическая ситуация вынуждает «Горэлектротранс» отменять отдельные выпуски транспортных средств на линии в ранние утренние и поздние вечерние часы, когда в салонах трамваев и троллейбусов регулярно набирается не более десятка пассажиров, сокращать киоски по продаже постоянных билетов и увольнять часть работников. Не по карману предприятию сегодня стало и содержание пансионата «Коммунальник» на берегу Печенежского водохранилища, хотя вопрос оздоровления работников с повестки дня не снимается…
Перед началом совещания Михаила Добкина провели по цехам депо, где обретают вторую жизнь уже отслужившие свой амортизационный срок трамваи. На предприятии разработана программа, в соответствии с которой ежегодно должны обновляться 20 единиц подвижного состава с продлением срока их службы еще на 10 лет. Причем капитальный ремонт одного трамвая обходится всего в 105 тысяч гривен, тогда как рыночная стоимость одного нового трамвайного вагона днепропетровского или луганского производства составляет 1,6-1,8 млн. гривен. Михаил Добкин сообщил также, что будет предлагать на пост руководителя предприятия новую кандидатуру — человека, который будет осознавать, что работать здесь ему предстоит не только сегодня, но и завтра.
По поводу возможного снятия трамвая с ул. Пушкинской мэр сказал так:
— Я — категорический противник того, чтобы убирать хотя бы один метр трамвайного пути. Трамвай в городе должен быть. Но с улицей Пушкинской, если по ней все же придется организовать реверсивное улице Сумской движение автотранспорта (то есть по Сумской — в одну сторону, а по Пушкинской — в обратную с развязками по примыкающим улицам), у нас может быть проблема. Тогда трамвайные пути с ул. Пушкинской все же придется убрать. Но произойдет это только тогда, когда мы поймем, что иного варианта организации движения в центральной части города у нас нет.
Что касается пансионата «Коммунальник», то Михаил Добкин предложил транспортникам рассмотреть вариант возможной продажи его на открытом аукционе, чтобы полученные деньги вернулись на предприятие. Часть из них, по мнению мэра, могла бы быть направлена на приобретение для работников путевок в другие здравницы.
Михаил Маркович также напомнил, что в текущем году «Горэлектротрансу» предстоит освоить капитальные вложения в размере 21,6 млн. грн. (эта сумма должна поступить поровну из городского и государственного бюджетов, из последнего — за счет субвенции). На них предстоит приобрести на тендерной основе 10 новых трамваев и столько же троллейбусов. Часть из этих денег — 1,9 млн. грн. — из Госбюджета уже поступила и немедленно будет направлена по назначению. Кроме того, из городского бюджета дополнительно выделен 1 млн. грн. на ремонт трамвайного пути и 1,5 млн. грн. — на ремонт перекрестков с трамвайными линиями. Часть перекрестков будет заполнена резиновыми вставками, а другая — специальными плитами, которые предстоит закупить в Кривом Роге. Также предприятию за счет собственных средств предстоит отремонтировать один километр трамвайных путей и пять километров контактной сети.